20-03-25 / 2025
Новости отрасли
Борьба с порожними вагонами, помноженная на увеличивающийся оборот, повлечет еще более непростую ситуацию на сети

По прогнозу, в 2025 году скорости будут расти с ростом оборота вагона. Тем временем, на сети ежедневно уже курсирует на 200 тыс порожних вагонов больше, чем 4 месяца назад. Об этом на открытом разговоре РЖД-Партнера "Логистические решения транспортных компаний в условиях имеющихся ограничений на сети железных дорог" на полях выставки ТрансРоссия-2025 рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

В начале выступления эксперт дал общую справочную информацию об актуальной ситуации в области ж/д транспорта. По его словам, последние 2 месяца эксплуатационная работа улучшается за счет секвестирования инвестиционной программы ОАО "РЖД" и снижения темпов проведения ремонтных работ. По этой причине улучшился показатель скоростей и в частности – показатель участковой скорости. Но на ее рост накладывается борьба перевозчика с порожними вагонами – "РЖД" не обеспечивают ритмичный отвод порожних вагонов с путей грузовладельцев потому, что операторы пытаются отправить эти вагоны в те точки, где на сети РЖД сегодня есть ограничения. Все эти нюансы в определенной мере приводят к снижению грузовой базы.

"Если смотреть на динамику показателей, связанных с весом поезда, пробегами локомотивов, за последние 2 месяца видны тенденции по их улучшению. Однако в целом за последние 2-3 года их динамика ухудшилась по причине активных ремонтных работ, в частности, на Восточном полигоне, и сегодняшний рост не достигает тех значений, к которым мы привыкли, если рассматривать горизонт 2018-2019 г.г., – отметил П. Иванкин. – Но надо понимать, что меньше ремонтных работ – выше скорости, производительность локомотива и вес поезда, поскольку растет количество сдвоенных поездов как повышенного веса, так и повышенной длины , учитывая 142-хвагонные контейнерные поезда".

Он также обозначил, какие показатели развернулись в сторону ухудшения. Так, вырос оборот вагона. Такую тенденцию аналитики отмечали давно, но до сих пор определить главного "виновного" не представляется возможным – с одной стороны, операторы часто не отводят порожние и груженые вагоны с подъездных путей, что учитывается в статистике грузовой работы, с другой стороны – это нередко следствие инфраструктурных ограничений. Еще один показатель – рост времени обработки поездов на технических станциях – по актуальным данным, транзитное время перевозки с переработкой составляет более 25 часов при привычном значении в 12-13 часов. Негативный сценарий – рост параметра простоя местного вагона.

"К сожалению, увеличение скоростей не приведет к сокращению оборота вагона за счет того, что в 2025 году будет выстраиваться технология работы с порожними вагонами, и это будет оказывать негативное влияние как на погрузку, так и в целом на показатель оборота вагонов, то есть у грузовладельцев будут возникать проблемы, связанные с подводом и отводом – подчеркивает П. Иванкин. – И в этой части изменений в 2025 году мы, скорее всего, не увидим. Может, какие-то корректировки произойдут в IV квартале, но это зависит от динамики погрузки – если будет увеличиваться парк порожних вагонов и снижаться погрузка, то ситуация будет ухудшаться еще значительнее. Уже сегодня на сети ежедневно курсирует на 200 тыс порожних вагонов больше, чем 4 месяца назад".


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

20.03.2025