11-03-15 / 2015
Новости отрасли
"Бомбы на колесах"

Пока президент США Барак Обама запрещает чиновникам некоторых штатов употреблять такие выражения, как "изменение климата" и "глобальное потепление", страна переживает сложные времена, связанные именно с обеспечением экологической безопасности. С начала года в США и Канаде произошло уже четыре схода поездов с сырой нефтью, что поставило под угрозу как жизни граждан, так и окружающую среду.

Напомним, сегодня в штатах наблюдается всплеск железнодорожных перевозок сырой нефти. Так, в 2008 году по стальным магистралям отправлялось 10 тыс. вагонов, в 2014-м их количество выросло до 400 тыс. Альтернативой такой транспортировки мог стать нефтепровод Keystone XL (США - Канада), четвертый этап которого в прошлом году ожидал одобрения президента США. Однако Обама наложил на проект вето, сославшись на то, что он угрожает экологической безопасности. И тогда общественность полностью его поддержала.

Однако в связи с последними событиями экологи все же засомневались. По их данным, аварии с нефтепроводами происходят действительно гораздо чаще, чем с поездами. Как отмечает Джефф Плэйл, железнодорожный комиссар штата Висконсин, через который еженедельно проходит 50 составов с сырой нефтью, более 99% поездов с этим грузом благополучно добираются до пункта назначения. Но аварии с нефтепроводами все же представляют меньшую угрозу, чем сходы, так как железнодорожные линии пролегают через города и природные заповедники.

Сегодня даже главы железнодорожных компаний признают, что транспортировка нефти по трубе - самое лучшее решение. Владелец американской железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe (BNSF) Уоррен Баффетт выступил с критикой решения президента о наложении вето на строительство нефтепровода Keystone XL. А граждане, в частности, города Ла Кросс вышли вчера к зданию администрации с акцией протеста. Они просят правительство запретить BNSF строительство вторых путей через их поселение, так как опасаются, что по новым веткам пустят очередные "бомбы на колесах", как уже прозвали составы с цистернами.

Напомним, с начала года произошло уже четыре крупных схода. В минувшие выходные состав компании CN Rail (национальный перевозчик Канады) упал недалеко от города Гогама (провинция Онтарио). Ранее, 14 февраля, поезд CN Rail, состоящий из 100 вагонов, сошел с рельсов также вблизи города Гогама, семь цистерн тогда загорелись. 16 февраля 20 цистерн компании CSX сошли в Западной Вирджинии (США), один из упавших вагонов врезался в жилой дом. 5 марта поезд BSNF сошел с рельсов рядом с городом Галена (США), две цистерны загорелись. Последняя катастрофа вблизи города Гогама стала самой масштабной в этом ряду - с рельсов сошли 35 цистерн, семь из них загорелись, пять упали в близлежащую реку. Произошел разлив нефти, который не удастся полностью устранить за несколько месяцев.

И, по словам представителей департамента транспорта США, это не конец. Если чиновники ничего не предпримут, то в ближайшие 20 лет страну ожидает еще 200 таких катастроф, общий ущерб от которых составит до $18 млрд.

Уже после первой катастрофы в середине февраля экологи из Центра биологического разнообразия выпустили доклад "Железнодорожные риски: как государство не справилось с защитой населения и дикой природы", в котором перечислили ряд рекомендаций. Одной из них стал отказ от устаревших цистерн модели DOT-111. Но, как выяснилось позже, все сошедшие поезда состояли из цистерн нового типа CPC-1232 с усиленной защитой от опрокидывания. 10 марта министр транспорта Канады Лиза Райт публично признала, что новые цистерны несовершенны, и, по ее словам, обе страны уже совсем скоро представят новый подвижной состав.

Но не факт, что именно в этом и кроется решение проблемы. Среди причин схода называют также неблагоприятные погодные условия, использование в одном составе сразу нескольких различных видов вагонов, а также сокращение бригад поездов до одного машиниста в целях экономии. Представители Американской ассоциации железных дорог, правда, полагают, что включение дополнительных сопровождающих не является гарантией безопасной транспортировки.

Канада сегодня также обратила внимание на деятельность CN Rail. По словам Л. Райт, "что-то тут не так". Ее администрация планирует в ближайшее время проверить операции компании. В США также будут более внимательно подходить к компаниям, связанным с нефтяной добычей и перевозкой этого груза. Например, проекты Shell в Вашингтоне отложены на несколько лет - комиссия будет проверять их на безопасность.

Согласно последним данным, в зоне риска в США проживают около 25 млн человек. Во многих штатах главы администраций начали проводить собрания горожан с целью обучить их, как нужно действовать в экстренной ситуации, и разъяснить, как проходит процесс эвакуации. Очевидно, что ситуацию сегодня надо менять. Сенаторы уже обратились к Обаме с просьбой использовать свои полномочия и подключиться к работе по ужесточению правил перевозок нефти, а также пересмотреть свое отношение к нефтепроводу. Однако никакого ответа от главы США так и не последовало.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.03.2015