05-12-16 / 2016
Новости отрасли
Большие проблемы малых

Доля перевозок, которые выполняются на малодеятельных линиях, невелика по сравнению со всей сетью. Так, на Западно-Сибирской дороге, одной из самых грузообразующих на сети, на них приходится чуть более 2% всей погрузки, а эксплуатационная длина путей составляет лишь 6%. Значительная часть этих линий не может работать без убытков из-за слишком низких объемов перевозки, к тому же для их обслуживания приходится отвлекать подразделения, которые задействованы на главных ходах. Основная часть этих линий находится на неэлектрифицированных участках с тепловозной тягой, что также снижает экономическую эффективность перевозок. Все это негативно сказывается на доходности компании в целом.

Необходима оптимизации работы малодеятельных линий. Например, руководство ряда дорог инициировало пересмотр существующих нормативов их содержания и обслуживания, которые, как правило, аналогичны тем, что действуют на основных ходах. На многих из них можно перейти и на дневной режим. Актуальным становится вопрос совмещения профессий, то есть обслуживать такие линии могли бы специалисты-универсалы, что позволит высвободить лишний штат.

Остается еще целый ряд вопросов, которые требуют своего разрешения уже за рамками деятельности ОАО "РЖД". Так, критерии отнесения линий к малодеятельным должны утверждаться Правительством РФ. Но на сегодня они отсутствуют, а статус определяется внутренними документами компании.

Нужно учитывать и то, что такие линии задействованы, как правило, для воинских перевозок либо отданы под социально значимые маршруты. А значит, здесь уже не обойтись без участия государства. Можно, например, предложить содержать эти участки на принципах сетевого контракта, либо это может быть передача на аутсорсинг. Но тут есть риски снижения качества работ сторонними организациями. В любом случае для решения вопроса оптимизации линий нужен системный подход, который учитывал бы все технологические аспекты работы дорог в комплексе, прогноз роста грузовой базы и развития пропускных способностей основных направлений без снижения уровня безопасности движения поездов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.12.2016