09-08-23 / 2023
Новости отрасли
Большие надежды

По итогам года контейнерные перевозки могут установить рекорд и превысить 7 млн ДФЭ

За семь месяцев 2023 года по сети ОАО "РЖД" перевезено 4,2 млн ДФЭ (20-футовый эквивалент), что на 12,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Из них количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 18,6%, до 3,1 млн ДФЭ – перевезено 43,4 млн тонн грузов, что на 16,2% больше показателей аналогичного периода прошлого года. "Это соответствует темпам для выхода по итогам года на плановую цифру 7 млн ДФЭ", – отметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. В июле этого года во всех видах сообщения перевезено 618,3 тыс. ДФЭ, что на 15,1% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Кроме того, по оперативным данным холдинга, средний показатель вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока составил 3235 ДФЭ, что на 3,5% выше относительно прошлого месяца и на 50,2% выше результатов июля прошлого года. "Хорошо вывозятся контейнеры в полувагонах, в среднем 819 ДФЭ в сутки – это на 45% выше предыдущего месяца", – добавил Алексей Шило. Тренд на контейнеризацию продолжается Ряд номенклатурных грузов, перевозимых в контейнерах, демонстрирует кратный рост. Так, за семь месяцев текущего года перевозка зерна в контейнерах выросла в 2,5 раза (62,6 тыс. ДФЭ), химических и минеральных удобрений – в 2,4 раза (152,2 тыс. ДФЭ), автомобилей и комплектующих – в 2 раза (250,6 тыс. ДФЭ), овощей и фруктов – в 1,5 раза (9,6 тыс. ДФЭ). Увеличение перевозок удобрений в контейнерах почти полностью связано с переключением транзитных потоков удобрений по направлению из Белоруссии в Китай с маршрутов через порты Балтийского бассейна на прямые железнодорожные перевозки через территорию России. Ранее удобрения перевозились в других типах подвижного состава, и контейнеры практически не использовались. "При данной транспортно-логистической схеме использование контейнерной тары является оптимальным вариантом для игроков рынка", – рассказал "Гудку" директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. Отметим, что процесс контейнеризации грузов продолжается. Это также отражается и в данных ОАО "РЖД". Так, за семь месяцев положительную динамику перевозки в контейнерах показали химикаты и сода, машины, станки и двигатели, промышленные товары, метизы, бумага, черные металлы, строительные грузы, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары. По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, происходят существенные изменения в структуре отправок грузов в контейнерах. Например, с начала года перевозки автомобилей и комплектующих в контейнерах увеличились в 2 раза – до 250,6 тыс. ДФЭ. Уход мировых автоконцернов привел к дефициту автомобилей на рынке, проблемам с поставками комплектующих и увеличению стоимости, что послужило поводом для наращивания поставок автомобилей из Китая. Машины из КНР доставляются в основном по железной дороге, рассказывает "Гудку" директор по продажам компании RTSB-RUS Евгений Барков. "Если ранее мы активно отправляли контейнерные поезда преимущественно со сборными грузами, включающими в себя автокомплектующие, то в этом году RTSB-RUS также начала доставлять собранные автомобили из КНР в Россию", – говорит он. Импорт автомобильной техники из Китая осуществляется по множеству маршрутов. "Основной объем перевозки идет через пограничные переходы на станциях Карталы, Наушки и Озинки – на их долю приходится около 50% всех отправок. Пунктом назначения в большинстве случаев является Московская область, где располагается крупный логистический хаб – "Белый Раст", – поясняет Александр Слободяник. Увеличение объема перевозок овощей и фруктов эксперты связывают с сезонным фактором, а также ростом импортных перевозок данной продукции с Дальнего Востока на фоне трансформации логистических схем. Мнения расходятся "Темпы роста контейнерных перевозок в августе и до конца года могут несколько сократиться на фоне более высокой грузовой базы в III и IV кварталах 2022 года, – считает Игорь Смирнов. – Наиболее проблемным сегментом остается транзит, наибольшие темпы увеличения должны сохраниться во внутреннем и импортном сегменте". Директор по стратегии и развитию Транспортной группы FESCO Максим Шишков считает, что в условиях насыщения российского рынка импортными грузами, роста курса доллара ожидается охлаждение импортных потоков до конца года. "Обратная ситуация наблюдается с экспортом, где слабый курс рубля может стать драйвером роста. Однако у экспортеров это может занять какое-то время", – добавил он. По мнению Александра Слободяника, по итогам года контейнерные перевозки могут установить исторический рекорд и превысить 7 млн ДФЭ. Развитие технологии перевозки в полувагонах, организация пропуска сдвоенных контейнерных поездов с востока способствуют росту показателя отправок контейнеров. "За счет организации деятельности новых морских линий будет происходить восстановление контейнерных перевозок через порты Северо-Запада", – резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.08.2023