26-02-19 / 2019
Новости отрасли
«Большие данные» сортировочной горки

Владимир Мазилкин, главный инженер службы автоматики и телемеханики Куйбышевской дирекции инфраструктуры. На Куйбышевской дороге нечетная сортировочная горка станции Кинель оснащена комплексной системой автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП) на базе микропроцессорного управляюще-вычислительного комплекса.

Использование микропроцессорного оборудования позволяет формировать цифровую модель станции и применять гораздо более сложные алгоритмы, чем в традиционных релейных системах. Для обеспечения безопасности в систему заложен ряд автоматических функций. Например, защита от взреза стрелки – ее перевод в автоматическом режиме навстречу выезжающему снизу локомотиву. Защита от остановки отцепа на тормозной позиции – автоматическое защитное вытормаживание до безопасной скорости следующего отцепа на вышележащей тормозной позиции. Защита от перевода стрелки под базой вагона – замыкание стрелки по маршруту следования до прохода всех осей отцепа.

Для помощи оперативному персоналу в планировании роспуска вагонов при возникновении нештатных ситуаций система выдает оповещения в виде текстовых сообщений и речевого информирования. К таким оповещениям относятся сообщения об отказе оборудования, предотказном состоянии, нерасцепы.

Эта система имеет гораздо больший потенциал. Она может являться местом обобщения "больших данных" (Big Data), получаемых от всех устройств и подвижных единиц на станции о работе всех устройств и перемещении всех вагонов. На ее основе в реальном времени и строится многоуровневая модель цифровой станции. Это делает КСАУ СП отличной базой для организации центра безопасности с возможностью использования результатов обработки "больших данных" всеми службами, участвующими в производственной деятельности станции.

Обработка Big Data позволит повысить безопасность технологических процессов, решая несколько основных задач. Например, прогнозирование технического состояния напольных устройств и оборудования – предотказная диагностика, уменьшение вероятности отказа устройств в ходе технологических процессов роспуска. Повышение качества регулирования скорости за счет улучшения прогнозируемости параметров скатывания конкретного вагона. Анализ динамических характеристик подвижного состава как впервые, так и с учетом истории его прохода по станции (с использованием инвентарных номеров вагонов) с выдачей рекомендаций на внеплановый осмотр вагонов.

Эффект от анализа Big Data пропорционален количеству исходных данных, поэтому одна из перспектив – создание для КСАУ СП единой информационной базы горок сети дорог.

Расширять функционал системы можно и за счет принятия информации от технических устройств: комплекса технических средств автоматического считывания номеров вагонов, обнаружения нагрева букс, неисправностей подвижного состава, нарушения габарита автоматизации технического и коммерческого осмотра.

Самый главный комплексный показатель роспуска вагонов на сортировочной горке, влияющий на безопасность, – скорость роспуска. Для обеспечения безопасности в КСАУ СП функционирует программный советчик скорости роспуска, определяющий рекомендуемую скорость на автоматизированное рабочее место дежурного. В третьем квартале 2019 года будет реализован проект передачи расчетной скорости надвига на борт локомотива.

Эти технические решения позволят точнее задавать скорость роспуска, что положительно скажется на уровне безопасности движения и скорости переработки. Дополнительным эффектом станет экономия ресурса вагонных замедлителей, необходимого для торможения излишне быстро надвигаемых отцепов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.02.2019