11-06-14 / 2014
Новости отрасли
Больше вес – выше эффективность

Результатом организации движения тяжеловесных поездов станет освоение дополнительного объема груза на сети благодаря высвобождению пропускной способности. Это позволит получать дополнительные доходы от предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

Таков один из основных выводов, к которому пришли участники заседания Научно-технического совета ОАО «РЖД», где обсуждалось развитие тяжеловесного движения. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов обратил внимание на необходимость четкого определения его критериев. Он предложил за основу взять вариант, предложенный генеральным директором ОАО «ВНИИЖТ» Борисом Лапидусом: технология перевозки тяжелых массовых грузов в поездах массой 8000 тонн и более. При этом требуется реализация комплекса мер по совершенствованию уже действующих технологий, подготовке тяговых средств, объектов инфраструктуры и вагонного парка к таким перевозкам. Первый вице-президент также потребовал максимально четкого и обоснованного учета всех затрат, особенно в непростых условиях снижения темпов оздоровления инфраструктуры.

На заседании было отмечено, что в будущем может получить широкое распространение движение кольцевых маршрутов с вагонами габарита Тпр с нагрузкой на ось 27 тонн. С целью исследования воздействия поездов на путь проводятся опытные поездки на Забайкальской дороге.

Испытания показали, что с повышением нагрузки до 25 тонн на ось параметры воздействия на путь не превышают соответствующих значений для вагонов со стандартной тележкой 18-100, что достигается за счет новых конструктивных решений тележек. На других полигонах будут организованы опытные поездки сдвоенных поездов массой 12600 тонн и 14200 тонн. Потребуется и актуализация нормативной базы, в том числе пересмотр методики оценки воздействия подвижного состава на путь, а также отраслевого стандарта «Инфраструктура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины».

Идет работа по созданию и внедрению новых локомотивов. Это электровозы 2ЭС10 «Гранит», тепловозы 2ТЭ25А «Витязь». Проходят испытания новые грузовые электровозы переменного тока серии 2ЭС5 и 2ЭС7. Эксплуатация этих серий возможна в двух-, трех- и четырехсекционном исполнении и управлении из одной кабины.

Валентин Гапанович обратил внимание, что в силу интенсивного развития научно-технического прогресса инновационный цикл на железнодорожном транспорте неуклонно сокращается. В связи с этим необходимо определиться с требованиями к производителям подвижного состава нового поколения. Нельзя обойти стороной и путевой комплекс, искусственные сооружения, системы СЦБ и связи.

Вадим Морозов подытожил: в любом случае даже в нынешних непростых условиях программа тяжеловесного движения требует самого пристального внимания и особенно востребована в работе над повышением эффективности организации перевозочного процесса. Она позволяет даже в условиях лимита пропускных и провозных способностей находить наиболее экономически выгодные схемы перевозок.

«Это, если хотите, классика, постулат, который не требует доказательств», – подчеркнул первый вице-президент.

Справка «Гудка»

Из выступления старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича:

С 2003 года масса грузового поезда увеличилась на 303 тонны, или на 8,4%. За последние 5 лет количество отправленных поездов весом более 6 тыс. тонн выросло на 50% и достигло 151507 единиц, при этом число поездов массой свыше 8 тыс. тонн – в 11 раз и составило в прошлом году 2715 поездов. Если в 2004 году на щебеночном балласте эксплуатировалось чуть более 97 тыс. км пути, или 79,5% от протяженности сети, то сегодня – 115 тыс. км, или 93%. Доля бесстыкового пути с 43% выросла до 70%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.06.2014