08-10-12 / 2012
Новости отрасли
Больше половины объема инвестиционного бюджета на Приволжской железной дороге вкладывается в проекты по развитию инфраструктуры

Все они призваны сократить количество узких мест и увеличить пропускную способность как грузового, так и пассажирского сообщения.

Миллиарды рублей - на строительство

В 2012 году объем инвестиционной программы Приволжской железной дороги составляет более 14,8 млрд руб. На снятие инфраструктурных ограничений намечено направить 54% от этой суммы, на обновление подвижного состава - 27,3%, на обеспечение безопасности жизнедеятельности и технологической устойчивости производственного процесса - 14%, на прочие проекты - 4,7%. Наиболее значимыми сегодня являются проекты "Комплексная реконструкция участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская" и "Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла". Они направлены на увеличение участковой скорости, а также объединение тяговых плеч локомотивных бригад и высвобождение локомотивов. Их реализация позволит создать надежную, соответствующую международным стандартам инфраструктуру в рамках МТК Север - Юг. Благодаря реконструкции будет обеспечен беспрепятственный пропуск по сети РЖД грузопотоков, следующих из регионов Урала и Сибири в порты Черного и Каспийского морей.

Размер капитальных вложений, необходимых для ликвидации барьерных мест в регионе действия дороги, в период с 2013 по 2015 год составляет около 60 млрд руб., из них примерно 19 млрд руб. запланировано освоить в течение 2013-го. Часть средств будет направлена на продолжение комплексной реконструкции станции им. М. Горького, а также реконструкции железнодорожного мостового перехода через реку Дон со строительством нового моста на участке Морозовская - Волгоград. Кроме того, предполагается начать строительство моста через Волгу на участке Саратов - Урбах. Все проекты нацелены на повышение пропускной способности и оптимизацию технологии перевозочного процесса. Намечено также обновление основных фондов и осуществление проектов социального назначения.

В ближайшей перспективе важнейшим направлением для ПривЖД будет являться развитие Волгоградского и Астраханского транспортных узлов. До 2015 года предполагается завершить строительство вторых путей на участке Трубная - Аксарайская (перегоны Заплавное - Трубная, Ленинск - Заплавное), удлинение путей на ст. Волжский (Трубная) с включением в МПЦ и на участке М. Горький - Котельниково (перегоны Абганерово - Гнилоаксайская и Гнилоаксайская - Жутово). Кроме того, намечено выполнить реконструкцию станции Гумрак, базы запаса на станции Сенная, а также построить ПТОЛ в ТЧ Ершов.

Большие планы

Вместе с тем реализация некоторых проектов, имеющих важнейшее значение для увеличения пропускной способности дороги, откладывается на период после 2015 года. В частности, речь идет о строительстве западного обхода Саратовского узла с усилением железнодорожного участка Липовский - Курдюм. Станция Саратов-1 в ее сегодняшнем виде не может обеспечить растущий грузопоток, а развивать инфраструктуру и подходы к ней практически невозможно из-за плотной городской застройки. Обходной железнодорожный путь позволит свободно пропускать грузы, которые идут транзитом через Саратовскую область, а также оптимизировать технологию работы пассажирского комплекса, в том числе за счет создания на станции Саратов-2 парка отстоя пассажирских поездов. Кроме того, нефтеналивные, химические и другие потенциально опасные грузы будут выведены за черту города, что снизит экологические риски. В долгосрочных планах - строительство вторых главных путей (протяженностью 67 км) на участке Новоперелюбская - Сенная с последующей его электрификацией.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения поездопотока с Южно-Уральской дороги на ПривЖД по стыку Новоперелюбская. Данный ход является альтернативным при разгрузке направления Челябинск - Кинель - Сызрань и единственным резервным ходом по отклонению поездов весом 6 тыс. т с указанного направления.

Кроме того, на период после 2015 года планируется строительство двухпутного моста через Волгу и окончание реализации проекта двухпутного моста через Дон. Также продолжится работа по проектам "Комплексная реконструкциия участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская с электрификацией участка" и "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково".

Без бизнеса не обойтись

Главная задача проектов, реализуемых в рамках инвестпрограммы, - ликвидация узких мест для беспрепятственного осуществления перевозок продукции промышленных предприятий. В связи с этим одним из механизмов, обеспечивающих строительство новой железнодорожной инфраструктуры, является заключение конкретных двусторонних соглашений между ОАО "РЖД" и компаниями, которые предусматривают объемы и сроки осуществления перевозок, долгосрочный уровень тарифа, взаимные гарантии и обязательства.

На ПривЖД уже давно используется долевое софинансирование проектов с бизнес-партнерами и администрациями регионов. На таких принципах реализован целый ряд проектов. Например, в 2007 году совместно с ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" была построена механизированная горка малой мощности и уложены два приемо-отправочных пути на станции Татьянка. В 2010-м с ОАО "Волгограднефтемаш" проведена реконструкция контактной сети на перегоне Ельшанка - Бекетовская для организации технологических ворот по провозу негабаритных грузов.

В текущем году завершен инвестиционный проект "Реконструкция станции Балаково", в рамках которого было проведено восстановление железнодорожных путей № 34, 35 и модернизация сортировочной горки. Выполнялся он на средства ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково".

Реализация этих проектов позволила удовлетворить потребности компаний в освоении перспективных объемов отправок грузов. В свою очередь, железная дорога увеличила грузовую базу и тем самым - доходы ОАО "РЖД".

На основании соглашения, заключенного ОАО "РЖД" с Росжелдором, за счет средств федерального бюджета в 2012 году начата реализация проекта по развитию инфраструктуры станции Гремячая. Развитие станции направлено на обеспечение вывоза готовой продукции крупнейшего калийного комбината ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий". Также в стадии решения находится вопрос реализации совместного с администрацией Волгоградской области проекта по организации прямого пригородного сообщения города с аэропортом Волгоград.

В целом реализация всех запланированных проектов позволит существенно улучшить пропускную способность ПривЖД на фоне растущего спроса на железнодорожные перевозки, укрепить государственно-частное партнерство, а также повысить качество обслуживания клиентов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер04.10.12Прежде всего - инфраструктура