Важной задачей специалистов транспортно-логистического блока является удовлетворение запросов клиентов, а также повышение их лояльности к компании, в том числе за счет расширения ассортимента услуг холдинга и качества их оказания. Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" на постоянной основе ведет работу по изучению потребностей клиентов и внедрению новых или модернизированных транспортных продуктов.
ВСЕ ДЛЯ КЛИЕНТА
В начале ноября Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом открыла четыре новых офиса обслуживания клиентов в российских городах. Они расположены при грузовых терминалах Рышково (Курск), в Липецке, Костроме и Стерлитамаке. Теперь у дирекции на сети ОАО "РЖД" 27 офисов обслуживания клиентов.
С открытием каждого офиса клиенты холдинга получили доступ к новому качеству оказываемых услуг, предоставляемых в комфортной обстановке, по принципу одного окна, отмечает заместитель начальника Центральной дирекции (по развитию) Николай Кириллов. "Наши услуги терминально-складского комплекса предоставлялись в этих регионах клиентам в полном объеме и ранее, но клиентам приходилось ходить по кабинетам, ждать оформления документов в коридорах, осуществлять проход по терминалу, в том числе в опасных зонах производства работ", – уточнил он.
Новые офисы оборудованы залами обслуживания, переговорными комнатами, зонами отдыха и ожидания. По каждому объекту разрабатывался план приведения помещений к требованиям корпоративного стиля ОАО "РЖД". Офисы создаются в первую очередь для частных лиц и предприятий малого и среднего бизнеса. Здесь клиенты холдинга могут получить комплексные услуги: начиная от презентации сервисов, заканчивая оформлением заявки на "Сервис быстрого реагирования", таможенно-брокерские услуги, экспедирование, перевозку автотранспортом.
"Отдельно проработан регламент обслуживания клиентов, утверждены скрипты для общения с клиентом, введено ношение форменной одежды, обучение работников офиса и многое другое. Клиент заходит в офис, где его ждут работники, готовые оказать ему любую терминально-складскую услугу", – рассказал он.
В перспективе в офисах обслуживания клиентов дирекция сможет организовать рабочие места для работников смежных подразделений или дочерних компаний, представляющих транспортно-логистический блок РЖД. По такому принципу в офисе ТЛЦ "Санкт Петербург-Финляндский" организовано рабочее место агента ЦФТО ОАО "РЖД".
Отметим, что до конца года планируется открыть еще пять офисов обслуживания клиентов: в Грозном, Мурманске, Томске, Ярославле, Бийске и Комсомольске-на-Амуре.
В РОЛИ ЭКСПЕДИТОРА
В прошлом году более широкое распространение получила услуга организации перевозок контейнеров с использованием договоров транспортной экспедиции. Реализация данного сервиса началась в 2023 году, при этом в 2024 году Октябрьская дирекция по управлению терминально-складским комплексом на 30% увеличила число отправленных контейнеров с экспедиторскими сервисами и практически в два раза увеличила доход от таких перевозок.
Линейку услуг, в которые входила организация железнодорожной и автомобильной перевозки, дирекция дополнила сервисами по предоставлению морского фрахта, внутрипортового экспедирования, таможенного оформления, предоставления сертификата VGM (позволяет клиентам выполнять требования безопасности, установленные Международной морской организацией, точно и своевременно подтверждать вес отгружаемых контейнеров. – Ред.).
В рамках сервиса клиентам предлагаются комплексные услуги перевозки "от двери до двери". Сегодня мультимодальные контейнерные перевозки с использованием нескольких видов транспорта осуществляются в Калининград и Анадырь.
На начальном этапе планирования данного сервиса специалистами дирекции были заключены расходные договоры с крупнейшими перевозчиками контейнерных грузов (ООО "ФИТ", ПАО "ТрансКонтейнер", ООО "Дальрефтранс"). Наличие договоров позволяет предлагать клиенту наиболее оптимальный маршрут по способу и стоимости перевозки, включающий связанные с ним прямые сервисы исполнителей. Работа над перевозкой производится через личный кабинет исполнителя, где специалистами дирекции формируются данные по перевозке, такие как подходящий тип и размер контейнера, коды грузов, периоды перевозки, даты подачи контейнера под погрузку и другое. Кроме того, сотрудники ведут сопровождение клиента на всех этапах перевозки, планируя оптимальные маршруты с учетом расписания отхода судов, графиков движения контейнерных поездов и автомобильной доставки, что обеспечивает высокую эффективность и своевременность доставки.
Помимо мультимодальных перевозок в контейнерах, которые предполагают типовые условия перевозок, клиенту предлагаются индивидуальные решения экспедирования нестандартных грузов под ключ: уникальный способ перевозки, специальную упаковку, оформление схем погрузки и крепления груза.
Продолжая развитие проекта "ЦМ-Экспедитор", Октябрьская дирекция ориентируется на комплексный подход к каждому клиенту, обеспечивая не только терминальную обработку груза, но и его автомобильную доставку до конечного грузополучателя. Отсутствие собственного парка грузового -автотранспорта не является помехой для предоставления услуг завоза и вывоза грузов. Расходные договоры на предоставление услуг автотранспорта заключаются с подрядными организациями, связь с которыми осуществляется на всех этапах взаимодействия, что позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов. Так, в 2024 году объемы предоставления автотранспортных услуг возросли на 15% к уровню прошлого года. Сегодня перевозки осуществляются в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Мурманской областях и Республике Карелия на регулярной основе. В 2025 году планируется расширение географии услуги завоза и вывоза грузов на Тверскую и Псковскую области.
Одной из основных задач на 2025 год является улучшение качества взаимодействия с клиентами на всех этапах, от первого контакта до послепродажного обслуживания для повышения уровня удовлетворенности и лояльности. Это позволяет не только укреплять существующие парт¬нерские отношения, но и привлекать новых клиентов.
В рамках цифровой трансформации сейчас реализуется уникальный проект цифрового двойника терминальной логистики, который позволяет обеспечить полное цифровое оформление терминальных операций и товарно-сопроводительных документов, значительно повышая эффективность процессов. Этот подход направлен на оптимизацию управления логистическими процессами, обеспечивая точность и скорость обработки данных.
ВЫСШАЯ ОЦЕНКА
В прошлом году наивысший шаг доходов среди всех региональных подразделений Центральной дирекции показала Дальневосточная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (рост по доходам более чем на 112% год к году). По словам начальника Дальневосточной дирекции Ибрагима Гелисханова, высоких показателей удалось достичь за счет развития контейнерного сегмента грузов. При этом важную поддержку в реализации проектов оказал Центр продажи услуг Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ДТЦФТО). За счет слаженной работы в 2024 году удалось привлечь дополнительно более 200 новых клиентов по договорам комплексного транспортного обслуживания.
По словам Ибрагима Гелисханова, основными коммерческими проектами дирекции являются "ЦМ-Экспедитор", "ЦМ-Брокер", "Грузовой экспресс", "Сервис быстрого реагирования", "ЦМ-Авто".
Сегодня парк техники Дальневосточной дирекции насчитывает 140 погрузочно-разгрузочных механизмов (козловые краны, ковшовые и малогабаритные погрузчики, автокраны и краны с гидроманипуляторами), 54 грузовых автомобиля, 17 из которых – новые автомобили Sitrak. Сегодня вся техника эффективно используется на полигоне дороги. Для погрузки контейнеров в полувагоны поставлены контейнерные перегружатели (по две единицы на каждый терминал). После проведенной реконструкции прогнозируется увеличение отправления контейнерных поездов с каждого терминала – Уссурийск и Находка – до 30 контейнерных поездов ежемесячно.
"Для постоянного роста объемов переработки грузов необходимо обновление и модернизация инфраструктуры. В первую очередь это грузовые терминалы, их техническое и материальное оснащение, поэтому сегодня реализуются инвестиционные проекты по обустройству контейнерных площадок на станциях Находка и Уссурийск. Это один из пунктов дорожной карты программы по вывозу с Дальнего Востока контейнеров – не менее 4,5 тыс. ДФЭ ежесуточно", – отметил Ибрагим Гелисханов.
ТЕРМИНАЛ ПРИШЕЛ В ПОРТ
В начале декабря 2024 года по одному из мультимодальных маршрутов международного транспортного коридора Север – Юг из Астрахани в Иран по Каспийскому морю отправлена первая партия растительного масла, перевалку которого осуществили сотрудники Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом на портовой инфраструктуре партнера.
Груз прибыл со станции Ермолаево Куйбышевской железной дороги на станцию Астрахань-2 Приволжской железной дороги. Далее на портовой инфраструктуре ООО "Куруш Агро Терминал" работники грузового терминала "Кутум" произвели перелив наливных грузов из железнодорожного подвижного состава (цистерны) в морской танкер. Кроме того, силами Приволжской дирекции была организована диспетчеризация груза и контроль графика работы волжского железнодорожного моста для прохода судов.
"Ранее цистерны приходили на станцию Правый Берег, перевалку масла выполняло ПАО "Астраханский порт". В 2023 году нами был приобретен причал, а в этом году услугу по переработке груза предложила Приволжская ДМ. Поступление вагонов на станцию Астрахань-2 значительно экономит время. Преимуществом является и то, что перекачка масла производится одновременно из 39 вагонов (ранее – из пяти)", – пояснил директор ООО "Куруш Агро Терминал" Кирилл Заитов. Первая судовая партия в 5 тыс. тонн (77 цистерн) отправлена. На 2025 год заявлен общий объем грузопереработки 150 тыс. тонн.
ЛОГИСТИКА "МОСКВИЧА"
При содействии АО "РЖД Логистика" и АО "РЖД Бизнес Актив" Центральной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" реализована возможность организации регулярных контейнерных поездов с ТЛЦ "Южный Порт" (в 2024 году обеспечена отправка одного опытного поезда, а также принято к перевозке 632 ДФЭ, в которых перевезено 4,8 тыс. тонн груза). В 2025 году планируются еженедельные отправки организованных составов и расширение географии перевозок.
В конце января 2025 года в "Южном Порту" встречали поезд из 71 полувагона, груженного 40-футовыми контейнерами. В адрес терминала прибыла продукция из Находки для завода "Москвич". Путь поезда в Москву занял 13 дней. После выгрузки контейнеры с комплектующими автотранспортом, принадлежащим дирекции, отправили на завод, который находится в непосредственной близости от ТЛЦ "Южный Порт".
По словам начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Алексея Бельского, выгрузка контейнеров для этого грузополучателя является знаковой, так как идеологией строительства ТЛЦ "Южный Порт" является обеспечение бесперебойного снабжения завода "Москвич" комплектующими и продукцией, необходимой для выпуска новых автомобилей. "Наша главная задача – обеспечить потребности завода "Москвич" в завозе комплектующих, а также в вывозе готовой продукции – новых автомобилей. Вторая задача – обеспечить транспортное обслуживание предприятий Москвы. И это задача, над решением которой мы будем работать совместно с правительством столицы, компаниями "РЖД Логистика" и "РЖД Бизнес Актив", – добавил Алексей Бельский.
ТЛЦ "Южный Порт" готов принимать до 30 поездов в месяц. На сегодня готова к вводу в эксплуатацию контейнерная площадка на 2,5 тыс. ДФЭ, так называемая зона экспортных грузов. В январе железнодорожники приступили к строительству второй площадки, рассчитанной на 1,3 тыс. ДФЭ.
В ПОМОЩЬ МТУ
Грузовой терминал Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом на станции Приволжье за последние два года увеличил объемы работы в 1,5 раза. Создаваемый терминально-логистический центр задуман как альтернатива столичным транспортным хабам.
После реконструкции вместимость терминала увеличится с 420 до 850 контейнеров в 20-футовом эквиваленте (ДФЭ), а его перерабатывающая способность вырастет вдвое, до 195 ДФЭ в сутки, или до 70 тыс. ДФЭ в год. По сравнению с контейнерными терминалами Московского транспортного узла Приволжье станет более доступными и дешевыми воротами для грузов, следующих в Ярославскую, Ивановскую, Костромскую области с восточного направления, а также отправляемых из Центрального федерального округа в Китай.
Разработанный новый закольцованный маршрут Приволжье – Дальний Восток – Приволжье поможет частично снять нагрузку с Московского железнодорожного узла, а также повысить транспортный потенциал Ярославского региона благодаря привлечению дополнительных грузопотоков и инвестиций в развитие. При этом существенно сокращается время доставки грузов. Груз из Китая будет приходить быстрее: сейчас контейнеры по месяцу и дольше ждут в порту отправки в Москву, а потом зачастую еще недели две простаивают на подходах к столице в ожидании приема. В итоге груз идет два месяца. По новому маршруту срок доставки в Ярославль составляет около 19 суток. На первом этапе с терминала планируется отправлять до двух контейнерных поездов в месяц.
ФЕРМЕРЫ ВЫБИРАЮТ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
В 2024 году на грузовых терминалах Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом выросли объемы переработки по основным номенклатурам грузов: тарно-штучным – на 24%, тяжеловесным – на 27%. А переработка грузов в крупнотоннажных контейнерах увеличилась на 105%. Самый высокий рост контейнеризации грузов – в Волгоградском регионе. Это связано прежде всего с маршрутизацией: много составов направляется в Китай.
На грузовом терминале "Сарепта" сформировали и отправили на 40% больше контейнерных поездов, чем планировали. Только в апреле 2024 года там подготовили 248 крупнотоннажных контейнеров для четырех поездов – рекорд для терминала "Сарепта". На грузовом терминале "Качалино" рост переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах составил 77% к уровню 2023-го. Объем отправок – 250 тыс. тонн. На терминале "Качалино" в сотрудничестве с АО "Сады Придонья" реализуется программа импортозамещения, наращиваются объемы поставки отечественных соков и другой плодоовощной продукции в российские регионы. В минувшем году повышению производительности терминала способствовало также переключение внимания этого клиента с автотранспортных перевозок на железнодорожные и рост отправок в направлении Уральского федерального округа.
Положительно на рост погрузки влияет и развитый сервис. Комплексные услуги предлагаются в рамках проектов "ЦМ-Экспедитор", "ЦМ-Авто", "Удаленный распределительный склад", "ЦМ-Брокер". Приволжская дирекция предлагает в помощь российским фермерам сервис быстрого реагирования, включающий разгрузку удобрений автомобильными кранами в непосредственной близости к сельхоз¬угодьям. Сервис быстрого реагирования пользуется спросом, выросло количество выездных терминалов: с 12 в 2023 году до 20 в 2024-м.
ТЕРМИНАЛ ИЗ ЭКСКЛАВА
На грузовом терминале "Черняховск" Калининградская дирекция по управлению терминально-складским комплексом на постоянной основе оказывает перевалку минеральных удобрений различных номенклатур: сульфат аммония, аммофос, аммиачная селитра, хлорид калия, гипс и известь, сода, калийные удобрения. Услуги предоставляются как экспедиторским компаниям-поставщикам, так и сельскохозяйственным предприятиям и производителям аграрной продукции. Так, за весь прошлый год на терминале переработано около 60 тыс. тонн минеральных удобрений в биг-бэгах.
Площадки Калининградской дирекции активно используются такими компаниями, как ООО "ГЕО ПНК" (филиал завода АО "Уралхим"), АО "Залесское молоко", КФХ "Аргумент" и другими в качестве "распределительного склада" для хранения и дальнейшей продажи продукции в Калининградской области.
Калининградская дирекция начиная с 2012 года сотрудничает с ООО "Фер-Транс", крупным поставщиком минеральных удобрений для агропромышленного комплекса Калининградской области, и оказывает комплекс услуг по перегрузке удобрений в биг-бэгах на терминале станций Черняховск и Дзержинская-Новая. Основными видами продукции, поставляемой компанией, являются химические и минеральные удобрения, а также аммиачная селитра.
Начиная с 2021 года ООО "Фер-Транс" активно развивает поставку жидких удобрений в регион. Основной объем переработки жидких удобрений компанией производится на местах необщего пользования станции Знаменск. Для увеличения объемов поставок продукции для агропромышленного комплекса восточной части региона ООО "Фер-Транс" начало реализацию проекта по перевалке жидких минеральных удобрений и их хранению в мягком резервуаре на грузовом терминале Калининградской дирекции на станции Черняховск. В ноябре 2024 года произведены первые работы на станции Черняховск: смонтирован резервуар, подключены сливные шланги, предоставлено оборудование для организации слива груза из цистерн или флекси-контейнеров.
В то же время на терминале "Черняховск" начиная с апреля прошлого года стартовала отправка новой номенклатуры груза – строительного кирпича. Заказчиком данной услуги выступил завод "Пятый элемент" – один из самых современных заводов России по производству керамического кирпича. Дистрибуция продукции производится из Калининградской области в различные регионы страны: Московская и Ленинградская области, Южный федеральный округ, а также для грузополучателей Свердловской железной дороги.
Ранее погрузка и крепление груза в полувагоне производилась заводом самостоятельно на собственных подъездных путях станции Неман-Новый. Теперь часть отправляемого объема грузится силами Калининградской дирекции с оказанием полного комплекса услуг, включающего в себя услугу "Мастер погрузки". При этом отдельное внимание необходимо уделить тому факту, что погрузка производится по местным техническим условиям размещения и крепления груза с весьма сложной схемой крепления груза внутри полувагона. Погрузка осуществляется и в крытые вагоны – с применением пневмоподушек. По итогам 2024 года погружено более 70 вагонов.
ПОВЫСИТЬ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЮ РЕГИОНА
В декабре в Республике Чечня состоялось открытие модернизированного транспортно-логистического грузового терминала "Грозный". Главной особенностью модернизированного терминала стала возможность приема и отправления груза в контейнерах железнодорожным транспортом.
Новая грузовая инфраструктура, в том числе контейнерная площадка, расположена вдоль восьмого пути и занимает площадь 4,5 тыс. кв. м. Это позволяет хранить на объекте до 500 ДФЭ. В настоящее время мощности терминала рассчитаны на обработку не менее 4-5 контейнерных поездов в месяц.
Еще до официального открытия обновленного терминала загрузка складских площадей составила более 60%, в целом терминал прирос в объемах грузовых операций на 8,8%.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Транспортно-логистический вестник РЖД |
20.04.2025 |