12-02-14 / 2014
Новости отрасли
Большая перемена

Актуальные данные Росстата об изменении ситуации в промышленности, похоже, вселили надежду во многих. Даже официальные лица стали говорить о том, что самый сложный период пройден. О небольших подвижках свидетельствует КаргоИндекс, позволяющий судить о положении дел через оперативные данные о погрузке на сети железных дорог. Впрочем, предсказать «вдолгую» сохранение тренда пока еще крайне проблематично.

Промышленность пытается подать сигнал о выздоровлении. В последнее время оценки ситуации в экономике зачастую бывают довольно противоречивы. Похоже, что консолидированной позиции нет даже в экономическом блоке правительства. В конце января на коллегии Минэкономразвития России глава ведомства Алексей Улюкаев заявил, что «низшая точка» пройдена в третьем квартале 2013 года. Но его заместитель Андрей Клепач в тот же день дал более скупую оценку. Выступая на «круглом столе» в Российском союзе промышленников и предпринимателей, он сказал, что общая тенденция к торможению сохраняется и, «видимо, продлится в первом квартале» текущего года. Причем процесс может быть настолько глубоким, что станет угрожать выполнению намеченного плана по изменению ВВП (рост на 2,5%). Ключевой риск, по словам Андрея Клепача, состоит в «торможении розницы», которая еще недавно была основным драйвером.

Впрочем, не все так мрачно. И здесь у заявлений чиновников даже есть общие мотивы. Как Алексей Улюкаев, так и Андрей Клепач сказали, что налицо признаки улучшения ситуации в промышленности. Правда, не совсем ясно, на чем сможет в долгосрочной перспективе базироваться рост. Однако поводом для надежд уже стали данные Росстата по ситуации, сложившейся в конце прошлого года. В декабре, считает служба, объем производства увеличился в сравнении с тем же периодом 2012-го на 4,3% против потери 0,4% в ноябре. Это «вытянуло» цифры в целом по году: зафиксирована прибавка в 0,3%, хотя еще недавно говорилось лишь о 0,1%. Такие данные для многих стали сюрпризом.

Но не все эксперты пока еще готовы рассуждать о том, что произошел коренной перелом. «Не видно каких-либо серьезных признаков возможной смены стагнационного тренда, характерного для 2013 года. Промышленность стартовала в 2014-м практически в той же конфигурации, что и ранее», – говорят в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.

Хотя есть и более благоприятные мнения. Например, Росстат регулярно проводит исследования уровня предпринимательской уверенности в промышленности. И, согласно сообщению службы, в декабре большинство участников опроса заявили о планах нарастить выпуск в ближайшие три месяца. Схожие данные, правда, на совсем сжатый период, были получены в рамках конъюнктурных опросов Института Гайдара. По словам их автора Сергея Цухло, оценки выпуска самими предприятиями позволяют предположить, что в январе статистика зафиксирует рост.

Косвенным подтверждением небольших сдвигов может быть также ход погрузки на сети железных дорог России. В январе ее объем вырос в сравнении с тем же периодом 2013 года на 1,2%. Это отразилось на динамике КаргоИндекса – показателя, позволяющего проводить оперативный анализ ситуации в реальном секторе экономики через результаты работы железных дорог.

Хотя абсолютное значение индикатора и потеряло в сравнении с предыдущим месяцем 4,1 пункта, сократившись до 104,6%, произошло это под влиянием традиционно сильного в это время сезонного фактора.

Более показательны изменения в КаргоИндексе, рассчитанном в сопоставлении с аналогичным периодом предыдущего года. Он впервые с декабря 2012-го вышел в плюс, правда, всего на 0,7%.

Из включенных в расчетную базу КаргоИндекса грузов наибольшую прибавку в процентном выражении продемонстрировала погрузка зерна (на 40,3%). Это соотносится с уточненными данными по урожаю минувшего года: по последней информации, он составил в чистом весе 91,3 млн тонн, что на 28,8% выше уровня 2012-го. В этом году Минсельхоз России надеется увеличить сборы до 95 млн тонн, сообщил глава ведомства Николай Федоров. Он сказал, что «сохранность озимых неплохая – менее 5% гибели». Для сравнения, за последние 10 лет в среднем терялось 9,1% посевов.

Заметно прибавила в январе также погрузка удобрений (на 14,7%). Отчасти это результат сравнения с относительно низкой базой минувшего года, но не только. Крупнейший в мире производитель калийных удобрений – отечественный «Уралкалий» – продолжает делать шаги для укрепления своих позиций на мировом рынке. Совсем недавно компания заключила полугодовой договор с Китаем о поставках 700 тыс. тонн удобрений, а также сообщила о приобретении 25% акций в холдинге Equiplan Participacoes, являющемся основным акционером портового терминала бразильского города Антонина. По словам директора по маркетингу «Уралкалия» Олега Петрова, эти инвестиции позволяют компании «сделать новый шаг в развитии операционной деятельности в Латинской Америке». А это один из ключевых для нее регионов сбыта.

Погрузка лесных грузов прибавила в январе 10,2%. Отчасти это связано с ростом экспортных поставок в Китай.

В плюсе была и погрузка нефтяных грузов (на 2,7%), что особо важно для КаргоИндекса. На перспективу влияние здесь может оказать ввод в строй в январе в Тюменской области третьей очереди Антипинского НПЗ (его мощность выросла с 3,5 до 7,5 млн тонн в год). Важен не только сам факт пуска предприятия, но и то, что нефтеперерабатывающие заводы сопоставимого масштаба не строились в стране последние 30 лет. Расширение производства полностью ликвидирует дефицит светлых нефтепродуктов в регионе: ранее он вынужден был завозить ежегодно порядка 1,2 млн тонн. Но НПЗ будет поставлять топливо также в другие субъекты РФ.

Выросла в январе и погрузка угля (на 0,6%). Причем произошло это на фоне увеличения добычи в Кузбассе. По данным официального информпортала Кемеровской области, в январе она составила 16,5 млн тонн против 14,3 млн в первом месяце 2012-го. При этом удалось немного разгрузить склады, так как объем отгрузки был выше, чем добычи: 17,3 млн, из которых 9,8 млн – на экспорт.

Погрузка черных металлов в январе сократилась на 3,8%. Ситуация в металлургии, где уже давно продолжается кризис, остается сложной. Отечественные производители не находят серьезного спроса на свою продукцию. Причем не помогают ни усилия правительства страны по поддержке отрасли, ни оживление рынка в Европе. Как свидетельствует прогноз ассоциации стали Eurofer, ожидаемый в этом году рост спроса будет полностью закрыт мощностями региональных производителей.

Но главным образом рост КаргоИндекса в январе сдерживали грузы, связанные со строительной индустрией: погрузка цемента упала сразу на 8,1%, собственно строительных грузов – на 9,2%. О том, что ситуация в стройкомплексе развивается не лучшим образом, уже давно известно. После завершения масштабных проектов с государственным участием хорошие темпы роста демонстрировало в основном лишь жилищное строительство. Но теперь и здесь видны негативные перемены. И хотя в целом за год картина, на первый взгляд, благоприятна (рост на 5,6%), в последние месяцы наметился провал. Так, в декабре было введено в строй жилья на 11,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом эксперты уже обращали внимание на сокращение объемов незавершенных работ, а значит, плохую базу для подъема в дальнейшем.

Юлия Громадская

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.02.2014Большая перемена