21-06-11 / 2011
Новости отрасли
Блокпакеты РЖД в ПГК и Трансконтейнере сохранят поступления на инвестиции - Якунин

Сохранение за ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) блокирующих пакетов акций в его ключевых "дочках"-операторах - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и ОАО "Трансконтейнер" - обеспечит перевозчику поступление средств на финансирование инвестиционных проектов в условиях недоиндексации грузовых тарифов, считает президент РЖД Владимир Якунин.

"Когда мы, например, продаем ПГК, мы не только продаем часть расходов, мы продаем и канал финансовых поступлений. Если у нас инфраструктура должна развиваться и не сокращаться, то возникает вопрос, достаточно ли будет тарифов для того, чтобы эту задачу выполнять, если мы не получаем денег с высокодоходного рынка грузовых перевозок", - заявил топ-менеджер в интервью "Интерфаксу".

Кроме того, В.Якунин указал на проблемы с согласованностью перевозок между грузоотправителем, операторами и РЖД, возникшие в ходе реформирования отрасли, и "в погоне за высокой доходностью интерес представляют только наиболее доходные грузы, наиболее оптимальные направления, дистанции". Остальными вопросами транспортировки вынуждены заниматься сами "Российские железные дороги".

"Поэтому, когда мы говорим, что не надо РЖД торопиться выходить из уставного капитала своих "дочек", мы, прежде всего, ориентируемся на возможность в рамках единой компании с частными инвесторами отрабатывать методологию, модель управления вагонопотоками, то есть управления движением на сети, через корпоративные процедуры, находясь внутри этих компаний", - отметил глава перевозчика. При этом он подчеркнул, что второе стремление - обеспечить регулируемость отрасли - превалирует над желанием получать дополнительные средства в виде дивидендов", - сказал глава компании.

"Это вопрос бизнес-идеологии и бизнес-ориентации. Если бы руководство компании исходило из того, что оно должно максимально порадовать руководителей или чиновников конкретного ведомства, то тогда какие проблемы - взяли, продали, получили деньги, а дальше - хоть трава не расти", - парировал В.Якунин вопрос о том, есть ли принципиальная разница: оставлять в собственности РЖД блокирующие пакеты акций операторов или нет.

Как сообщалось, сейчас ведется активная дискуссия о приватизации крупнейших "дочек" РЖД - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и ОАО "Трансконтейнер". В ПГК обсуждается продажа либо 75%, либо 100%, а в контейнерном железнодорожном операторе - 25% или сразу всех 50% в 2011 или в 2012 гг. Сам перевозчик неоднократно заявлял, что склоняется к сохранению за собой блокпакетов в операторах. Другого мнения придерживается министерство экономического развития (Минэкономразвития) РФ, которое считает, что РЖД могли бы полностью выйти из уставного капитала своих "дочек" (по словам источника в "Российских железных дорогах"). "Мы хотели бы везде оставить блокпакеты в "дочках". Минэкономразвития говорит продавать все", - сказал он.

В то же время В.Якунин отметил, что РЖД не собираются выставлять в акционерном соглашении поведенческие условия покупателям доли в ПГК. "Тогда это не бизнес. Частник вложил свои деньги, а ему говорят - нет, ты должен вот столько еще на мобилизационный резерв выделять, вот столько на содержание ненужного тебе подвижного состава, потому что он, может быть, когда-нибудь потребуется для военных учений. Мне кажется, что это было бы неправильно с точки зрения бизнес-модели", - заметил В.Якунин.

Ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники в правительстве и на рынке железнодорожных перевозок сообщила, что РЖД планируют зафиксировать в акционерном соглашении о продаже 75% акций ПГК положение о том, что без согласия перевозчика покупатель не должен финансировать сделку под залог акций оператора. В самих "Российских железных дорогах" подтвердили факт разработки акционерного соглашения (ожидалось, что его проект будет готов к 15-20 июня). Один из источников в РЖД заявил, что в соглашение будет включено положение о запрете перепродавать акции ПГК в краткосрочном периоде - чтобы обеспечить стабильную работу оператора.

Ранее в числе ожидающихся ограничений к участникам аукциона фигурировали российская регистрация и частная форма собственности претендента, его прибыльность, а также владение не менее 15 тыс. вагонов (на 31 декабря 2010 г.).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.06.11Блокпакеты РЖД в ПГК и Трансконтейнере сохранят поступления на инвестиции - Якунин