22-10-14 / 2014
Новости отрасли
Ближе к клиенту

Экономия на транспортно-логистических услугах входит в перечень стандартных приемов, используемых грузоотправителями во время кризиса. Прежде всего под удар попадают железнодорожные операторы и логистические компании, не предоставляющие дополнительных сервисов и конкурирующие между собой только в ценовом сегменте. О долгосрочных стратегиях развития транспортных предприятий в данных условиях рассказывает партнер и управляющий директор московского офиса The Boston Conculting Group (BCG) Андрей Тимофеев.

- Андрей Аркадьевич, какие стратегии развития для компаний - поставщиков транспортных услуг Вы считаете наиболее приемлемыми в условиях экономического кризиса?

- На мой взгляд, ключевой стратегией развития в данном случае является клиентоориентированность в практическом значении этого слова. Сейчас для успешного ведения операционной деятельности на транспортно-логистическом рынке, включая сегменты 2PL и 3PL, важно понимание потребностей клиента, а не только наличие продукта и транспортной инфраструктуры. Решающую роль играет возможность организовать контрактную логистику, а не просто отдельную услугу перевозки. Для этого необходимо хорошо понимать операционную деятельность грузоотправителя, быть готовым к частичному или полному аутсорсингу его бизнес-процессов.

- Аутсорсинг предполагает сближение логистической компании с грузоотправителем. Каким образом такая связь может защитить транспортников во время кризиса?

- Это не только возможность защиты от кризиса, но и тенденция долгосрочного развития этого рынка в России. Раньше мы работали в условиях дефицита инфраструктуры и вагонов, а сейчас ситуация изменилась, поэтому работа с клиентом и его грузовой базой становится новой парадигмой.

Не случайно крупнейшие железные дороги в США организуют свою грузовую работу по секторам экономики. Так, деятельность Union Pacific Railroad - хороший пример системы управления бизнес-единицами, каждая из которых фокусируется на отдельной индустрии, такой как сельское хозяйство, автомобильная промышленность, химия, нефтехимия, энергетика и пр. Эти бизнес-единицы являются центрами консолидации прибыли и издержек, а операционный блок, в свою очередь, контролирует инфраструктуру, локомотивы и подвижной состав.

- Российские компании во время кризиса, как правило, делают ставку на уменьшение затрат.

- Что касается сокращения издержек, то этот процесс необходим не только во время кризиса. Лучшие международные практики говорят о том, что компании должны постоянно работать над повышением операционной эффективности и сокращать затраты на 5-10% в год. Кроме того, следует научиться более дифференцированно подходить к ценообразованию, так как это один из рычагов, позволяющих сохранить прибыльность во время кризиса.

- На что следует обратить внимание грузовладельцу при выборе транспортной компании?

- Основное - это понимание экономики отдельно взятого груза и его специфики. Например, для перевозки фармацевтических товаров в Россию нужна скорость, надежность, соблюдение определенного температурного режима во время транспортировки. Следовательно, такой груз будет тяготеть к авиатранспорту, где срок доставки составляет один день. Однако растаможка в аэропорту обычно занимает неделю. С автотранспортом все наоборот: доставка - семь дней, а растаможка - один. Потому и получается, что фармацевтическая продукция перевозится, как правило, автомобилями.

- Автомобильные перевозки высокодоходных грузов сейчас очень популярны среди грузоотправителей.

- Сегодня в России в части использования автотранспорта образовался серьезный перекос, который необходимо исправить. Эффективное расстояние для автоперевозок составляет от 600 до максимум 1,2-1,5 тыс. км. Все, что отправляется на более дальние дистанции, должно иметь лучшую экономику, которая достигается только при транспортировке по железной дороге.

В Европе, например, уже поставлена цель ограничить автоперевозки дистанцией в 300 км. Эта норма утверждена в Белой книге "Транспорт-2050", принятой в 2011 году Европейской комиссией, определяющей стратегию развития транспорта в Евросоюзе. Однако в России мы до сих пор возим автотранспортом грузы на расстояния в 2,5 тыс. км и более.

- Во время кризиса консалтинговые фирмы предлагают свои решения по сокращению затрат. Как транспортная компания может определить, что эти предложения действительно позволят сэкономить, а не приведут к очередным издержкам?

- Если консалтинговая компания уверена в практических результатах от внедрения своих предложений, то она станет добиваться их совместно с клиентом и будет готова рисковать своим вознаграждением. Клиенту же не стоит ограничиваться только диагностикой и стратегическими рекомендациями консультантов, наоборот, надо продолжать совместную работу по внедрению разработанных инициатив.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру22.10.2014