29-05-13 / 2013
Новости отрасли
Благодаря использованию новых информационных технологий появилась возможность организовать мониторинг транспортировки опасных грузов

Именно на это направлена политика надзорных органов. Следим за маршрутами

Российское законодательство предъявляет к перевозчикам опасных грузов повышенные требования. Однако за их выполнением сложно проследить. Решить эту проблему должен мониторинг приема-передачи и перевозок опасных грузов, который проводят как надзорные органы, так и сами перевозчики.

ОАО "РЖД" стало одной из первых компаний, где занялись автоматизацией этого процесса. С 2000 года на сети успешно эксплуатируется Система мониторинга опасных грузов (СМОГ), которую с самого начала состыковали с Автоматизированной системой оперативного управления грузовыми перевозками (АСОУП) и Единым комплексом интегрированной обработки дорожных ведомостей (ЕК ИОДВ), чтобы можно было отслеживать дислокацию вагонов. Это позволило более эффективно выполнять поездную и маневровую работу, принимать решения по ликвидации последствий аварий и происшествий. Кроме того, на основе данных СМОГ стали формировать справки для анализа маршрутов перевозок.

Система мониторинга ОАО "РЖД" постоянно совершенствуется. В 2013 году компания вводит в массовую эксплуатацию систему маркировки грузовых поездов радиочастотными метками. Помимо этого, совместно с Минтрансом России намечено внедрить аналогичную маркировку контейнеров. В этом плане железнодорожники являются первопроходцами. В дальнейшем подобными средствами планируется оснащать подвижной состав и контейнеры и при перевозках другими видами транспорта.

Идентификация в пути

В автоматизированном центре контроля и надзора Ространснадзора действует система обработки информации о перемещениях опасных грузов. Сегодня в ведомстве работают над тем, чтобы сведения в нее поступали в режиме реального времени. Но для этого требуется участие перевозчиков. В частности, на железных дорогах поставили задачу обеспечить дистанционную идентификацию объектов на основе радиочастотной технологии.

По словам директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН) Рафаэля Юсупова, технологий, которые применимы на транспорте, по сути, две: ZigBee и RFID (вместе с системой беспроводной передачи данных). ZigBee - это сенсорные сети на основе открытого стандарта IEEE 802.15.4 беспроводной связи с автоматической ретрансляцией сообщений для сбора данных и мониторинга перевозок. Данные передаются относительно небольшими пакетами с обязательным подтверждением их доставки. Протокол передачи подразумевает "засыпание" передатчика при отсутствии информации для пересылки, что обеспечивает низкое энергопотребление (время автономной работы устройств от источника питания может измеряться несколькими годами).

Каждый мобильный модуль благодаря уникальному цифровому номеру, присвоенному при производстве, может выполнять функцию идентификатора. Для создания беспроводной системы необходим чип-трансивер и управляющий микроконтроллер. Сбор информации осуществляется при помощи узловых радиоточек (роутеров), установленных на подвижном составе. Совместная работа внутривагонных и внешних ридеров позволяет определить не только местоположение подвижного состава, но и перемещений внутри него - как самих грузов (например, при перевалках на станциях), так и обслуживающего персонала (охраны, рабочих).

Технология RFID - это система активных (имеет встроенный источник питания) или пассивных меток (отражают радиоволны, не требуют батареек) с идентификационными кодами и ридеров (устройств, принимающих и передающих радиосигналы). В мире используются различные типы меток, их стоимость колеблется от нескольких центов до нескольких долларов. Ридеры же стоят от сотни до нескольких тысяч долларов. Тем не менее при использовании для мониторинга транспортировки опасных грузов на российских железных дорогах RFID-системы обходятся дешевле, чем ZigBee. Данная технология имеет и ряд других преимуществ, в частности высокую помехозащищенность и точность позиционирования.

Если RFID-метки получит персонал, допущенный к операциям с опасными грузами (например, в виде жетонов), то это позволит автоматизировать мониторинг не только перевозок, но и операций по их приему-передаче.

Сейчас в ОАО "РЖД" ведется установка RFID-меток в элементы верхнего строения пути. При этом позиционирование осуществляется при помощи устанавливаемой на локомотиве навигационной системы. Получаемая ею информация о текущем положении и прохождении электронной метки передается по радиоканалам на серверы.

В дальнейшем предполагается предоставлять грузовладельцам дополнительные услуги по автоматизированному контролю сохранности грузов в пути следования, для чего предусмотрено подключение к навигационной системе ГЛОНАСС.

Гибридные системы

Составной частью мониторинга перевозки опасных грузов становится применение меток для маркировки запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) вагонов и контейнеров. Автоматизированный учет бесконтактным способом существенно ускоряет процедуры контроля и регистрации их использования. (Подробнее о преимуществах совмещения меток с ЗПУ см. Инновационные пломбы для подвижного состава // РЖД-Партнер. 2013. № 9. С. 68-70.) Правда, в этом случае затраты на установку RFID-меток будет нести грузоотправитель. В Минтрансе заинтересованы в продвижении подобных сервисов прежде всего потому, что они улучшат мониторинг за перемещением опасных грузов.

В СПИИРАН полагают, что возможности оперативного учета расширятся, если к стационарным ридерам добавить еще и переносные устройства. Их можно дополнить микросхемами и дисплеем, тогда они превращаются в автономные портативные компьютеры или мобильные гаджеты. Этими устройствами можно было бы снабдить как работников ОАО "РЖД", так и представителей грузовладельцев.

Существуют варианты построения гибридных систем, при которых технологии RFID совмещаются с беспроводной передачей данных стандарта IEEE 802.15.4 (ZigBee). Это позволяет автоматизировать выполнение целого ряда логистических операций, что имеет значение при организации смешанных перевозок опасных грузов. Как показывает опыт ЗАО "СКВ Орион", подобные технологии стыкуются и с интеллектуальными системами. Определенная практика в этом плане накоплена в ракетно-космической технике (например, мониторинг заправки ракет-носителей компонентами топлива, совмещение процесса их термостатирования с системами пожаротушения) и на электро-химических производствах Уральского, Красноярского и Ангарского комбинатов. В подобных системах заинтересовано и государство, ведь при возникновении нештатных ситуаций (аварий, катастроф) они помогли бы ускорить оповещение МЧС для более оперативного реагирования.

Для внедрения RFID-технологий на других видах транспорта разрабатываются свои метки. По заказу Минпромторга этим занимаются в ОАО "Авангард". По словам начальника отдела микросистемотехники предприятия Владимира Калинина, создается несколько типов RFID-устройств, которые будут отличаться радиусом действия и системой считывания на различных скоростях движения подвижного состава. Все метки должны считываться оборудованием, используемым на железнодорожном и автомобильном транспорте.

Напомним, что, по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 300 тыс. автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Часть их владельцев за последние четыре года установили разные системы контроля перевозок опасных грузов с подключением к ГЛОНАСС/GPS. Так, свой продукт, позволяющий обеспечить контроль за соблюдением водителями графиков и маршрутов, продвигает группа компаний "Аркан". Причем, как уточнили в компании "СпецТрансЛидер", такая система предполагает установку тревожной кнопки, чтобы в экстренной ситуации моментально оповестить о возникшей угрозе и организовать помощь. Аналогичные системы предлагают конкуренты, например "М2М телематика" и "МК-Легион".

Сегодня автоперевозчики вынуждены согласовывать внедренные у себя системы мониторинга с центрами Ространснадзора и региональных органов надзора (в зависимости от принадлежности автодорог, по которым перевозят опасные грузы). За отсутствие модуля ГЛОНАСС автоперевозчикам опасных грузов грозит крупный штраф.

Чтобы обеспечить предоставление данных надзорным органам, все операторы систем мониторинга опасных грузов должны работать по единым протоколам, утверждаемым Минтрансом. Это позволит сделать следующий шаг - организовать сквозной контроль смешанных грузоперевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер28.05.13Опасные грузы пометят