21-01-22 / 2022
Новости отрасли
БКК предлагает Литовским ж/д возить удобрения, те просят правительство дать причины для отказа

Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai, LTG), которые с 1 февраля расторгают договор о перевозке минудобрений с "Беларуськалием" из-за введенных против последнего санкций, получили просьбы трех не подпавших под санкции белорусских компаний о перевозке этих удобрений, говорится в сообщении LTG.

Так, дочернее трейдинговое предприятие "Беларуськалия" - "Белорусская калийная компания" (БКК) предлагает подписать договор о перевозке калийных удобрений по железной дороге через Литву с 24 января. Она аргументирует просьбу необходимостью выполнения обязательств по поставке удобрений через Клайпедский порт.

По поводу перевозки удобрений через Литву к Lietuvos gelezinkeliai обратились также компании "Белинтертранс" и "Белкалий-МИГАО". Первая уже подала и заявки о перевозке грузов.

Lietuvos gelezinkeliai в связи с этими запросами обратились в правительственную комиссию по проверке сделок стратегических предприятий.

"Чтобы отклонить просьбы компаний и так остановить транзит белорусских калийных удобрений через Литву, LTG нужно правовое основание. Это важно, чтобы взять под контроль возникающие из разных литовских и международных правовых актов, а также международных соглашений моменты, которые могут превратиться в иски как к LTG, так и к государству, если будет отказано в заключении соглашений о перевозке удобрений без твердого правового основания", - говорится в сообщении "Литовских желдорог".

Ранее на этой неделе LTG проинформировала "Беларуськалий" о постановлении правительства расторгнуть с 1 февраля подписанный в 2018 году и действующий до конца 2023 года договор, по которому в год перевозится около 11 млн тонн удобрений через Литву и Клайпедский порт. Белорусская компания также была поставлена в известность о том, что заявки на перевозку ее грузов с 1 февраля по этому договору не будут согласовываться.

Как пояснил в пятницу агентству BNS президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов Lineka Эдмундас Даукантас, если опираться на Конвенцию о международных перевозках по железной дороге, то нужна очень веская причина, чтобы не дать разрешение желающим возить грузы.

"Не слишком много технических и юридических возможностей это запретить или не разрешить. Если перевозчик не криминальный преступник или находящееся под санкциями предприятие и просит (разрешения - BNS) предоставлять услугу на территории Литвы, то Lietuvos gelezinkeliai практически может регулировать транзит только ценами, но, чтобы сказать "нет" - на это нужна очень солидная причина", - сказал Даукантас.

По словам Даукантаса, одна из обратившихся к LTG компаний - "Белинтертранс" принадлежит белорусскому государству и является одним из крупнейших в стране экспедиторских предприятий. По его мнению, логистической деятельностью, скорее всего, будет заниматься головное предприятие, а для расчетов может быть задействован и филиал в Евросоюзе, например, в Литве.

В частности, в Литве под управлением "Белинтертранса" и в его 100%-ном владении находится клайпедское предприятия Belintertrans Baltic.

Компанию "Белкалий-МИГАО" (г.Солигорск, Минская область) в конце 2019 года создали "Беларуськалий" и китайская Migao Corp. Ltd. На сайте "Белкалий-МИГАО" говорится, что она планировала производить 80 тыс. тонн калиевой селитры и 62 тыс. тонн гранулированных азотно-калийных удобрений в год и продавать их в ЕС, Турции, России, Китае. Со временем планируется выход на рыки Северной Африки и Латинской Америки.

Как сообщалось, 12 января правительство Литвы поддержало заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий о том, что договор между "Литовскими железными дорогами" и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности и должен быть расторгнут.

Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических компаний 21 декабря объявила, что соглашение, подписанное LTG с "Беларуськалием" в марте 2018 года, и поправки к нему представляют угрозу для безопасности страны.

Lietuvos gelezinkeliai отмечала, что прекратить транспортировку удобрений и выйти из договора без ущерба для себя она могла только по решению правительства. Руководство компании предполагало, что после решения правительства транзит удобрений через Литву будет остановлен раньше, чем до апреля 2022 года, когда вступят в силу санкции США и в отношении "Белорусской калийной компании".

Скандал в Литве с продолжением транзита удобрений "Беларуськалия", подпавшего под санкции США и ряда других стран Запада, приобрел международные масштабы. По замыслу литовских властей, транзит должен был прекратиться с 8 декабря, когда вступили в силу объявленные в августе санкции США. Однако этого не произошло, поскольку белорусская сторона в ноябре авансировала поставки на несколько месяцев вперед. Lietuvos gelezinkeliai выступала против самостоятельного разрыва контракта с производителем, поскольку опасается штрафных санкций и даже видит риски банкротства из-за этого.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.01.2022