14-03-20 / 2020
Новости отрасли
Бизнесу подберут вариант

Реформа в Узбекистане потребует пересмотра транзитной политики

В Узбекистане проведут коренное реформирование крупных компаний с государственным участием для повышения их эффективности. АО "Узбекистон темир йуллари" (УТЙ) поручено перейти на современные методы корпоративного управления до конца 2020 года.

Проект указа президента республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему сокращению присутствия государства в экономике, коренному реформированию предприятий с государственным участием и внедрению в их деятельность современных методов корпоративного управления" подготовило Агентство по управлению государственными активами (АУГА).

Как сообщил "Гудку" руководитель пресс-службы АУГА Мумин Ибодов, проект указа размещен на республиканском портале нормативно-правовых актов для общественного обсуждения, которое завершится в день сдачи номера в печать – 12 марта. Только после этого до 1 мая 2020 года будут подготовлены дорожные карты по реформированию каждого из 13 предприятий и созданы проектные офисы. Поэтому какой вариант будет предложен для каждой компании, попавшей в список, говорить преждевременно, так как они занимаются разными видами деятельности. В перечень, в частности, внесены "Узбектелеком", строительная компания "Узмахсусмонтажкурилиш" ("Узспецмонтажстрой"), хлебопродуктовая компания "Уздонмахсулот" ("Уззернопродукт"), пищевой холдинг "Узбекозиковкатхолдинг" и другие.

Хотя основные претензии к ним в проекте представлены. В частности, отмечается, что на предприятиях с госдолей не внедряют энергосберегающие технологии, поэтому себестоимость продукции увеличивается, снижается конкурентоспособность, что препятствует привлечению инвестиций в отрасль. Кроме того, избыточное количество госслужащих в составе наблюдательных советов предприятий мешает эффективному управлению.

Поэтому АУГА поручено вместе с профильными ведомствами разработать конкретные коммерческие цели для получения прибыли на открытых и конкурентных рынках и некоммерческие – по предоставлению социально значимых услуг.

Кроме того, проектом предусмотрено, что государство до 2023 года отменит практику предоставления собственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов компаний с госучастием. Они будут самостоятельно нести ответственность за исполнение обязательств, в том числе по банковским кредитам. Гарантии останутся только для стратегически важных инфраструктурных и социально значимых проектов. То есть нужно работать эффективно и с прибылью.

Еще одна новация документа – фидуциарные, то есть общественно важные обязанности членов наблюдательного совета. И явно направленные на предотвращение коррупционных связей и сделок внутри корпораций и холдингов. Они должны проявлять заботливость, добросовестность и даже осмотрительность при принятии решений, рассматривать все предложенные варианты ведения бизнеса, а не себе в угоду. Быть лояльными ко всем акционерам и действовать в их интересах.

"Член наблюдательного совета также не имеет права использовать оказанное ему доверие и предоставленную внутреннюю информацию для продвижения своих личных интересов или одобрять действия, которые обеспечат ему личную выгоду, если они не приносят выгоды предприятию", – отмечается в проекте указа.

Также наблюдательный совет будет ежеквартально рассматривать отчет о деятельности дочерних хозяйственных обществ и структурных подразделений, не связанных с основной специализацией компании. В его полномочия, а не совета акционеров, также входит решение о продаже непрофильного актива, если результаты работы будут неудовлетворительными.

В то же время президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев еще в конце января из-за недостатков в работе разжаловал председателя правления УТЙ Хусниддина Хасилова до исполняющего обязанности, а также еще нескольких чиновников из Министерства транспорта, в том числе начальника инспекции по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок. Кроме того, президент определил приоритетные задачи для железнодорожной отрасли, в частности, полный пересмотр транзитной политики.

"Для своевременной доставки нашей продукции на внутренний и внешний рынки, снижения ее себестоимости нам необходимо развивать сферу транспорта и логистики. По мнению международных экспертов, за счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал Узбекистана можно довести с нынешних 7 до 16 млн тонн. Сегодня 80% внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. При этом 50% экспорта готовой продукции, а по некоторым позициям свыше 80% приходится на долю этих стран", – отметил Шавкат Мирзиеев.

По его мнению, для коренного реформирования железнодорожной системы и привлечения частного капитала в отрасль нужно разграничить перевозку пассажиров и грузов, эксплуатацию и обслуживание, то есть выделить естественно-монопольную часть и отдельно развивать те направления, куда можно привлечь частный сектор.

Как ранее писал "Гудок", Министерство транспорта в июне 2019 года подготовило проект стратегии развития транспортной системы республики до 2035 года. Документом предусмотрено увеличение объемов контейнерных и транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом, обновление парка грузового и пассажирского подвижного состава, строительство высокоскоростной магистрали. Суммарно инвестиции на реализацию проектов в разных транспортных отраслях запланированы в объеме 46,6 трлн сум ($5,46 млрд) из разных источников финансирования. Ведомство предусмотрело консервативный (базовый) и инновационный сценарии развития, а также индикаторы, которых нужно достичь к 2035 году. Объем грузоперевозок, который в 2019 году составил 1,2 млрд тонн, должен увеличиться почти в два раза – до 2,5 млрд тонн (первый вариант) или до 2,6 млрд в случае инновационного развития сети. Грузооборот по консервативному сценарию достигнет 102 млрд ткм, пассажирооборот увеличится в три раза – до 513 млрд пасс.-км.

Однако стратегия пока остается на бумаге, а УТЙ в убытке. Результаты работы компании по итогам 2019 года являются вполне убедительными показателями для проведения срочной реформы. Так, чистая прибыль компании в прошлом году уменьшилась в четыре раза – до 140 млрд сумов ($14,7 млн). Для сравнения: в 2018 году она составила 568,8 млрд сумов ($59,7 млн). Валовая прибыль от реализации продукции (товаров, работ и услуг) также сократилась на 5,6% за счет увеличения себестоимости на 6,3% и составила 1,215 трлн сумов ($127,5 млн). На этом фоне заметно возросли административные расходы – на 33,5%.

Как пояснил "Гудку" эксперт Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Алексей Чекрыжов, сокращение объемов государственного вмешательства в экономику в Узбекистане является главным условием развития национальной экономической системы. "Это отражено в Стратегии модернизации экономики до 2021 года, а также подтверждается последними инициативами властей. То есть первая причина реформирования предприятий с госучастием – именно разгосударствление национальной экономики.

В перспективе либерализация будет способствовать другим смежным программам.

К примеру, Министерство транспорта Узбекистана сейчас усиливает повестку цифровизации логистической отрасли. Объективно реформирование УТЙ с целью сократить присутствие государства в экономике отвечает современным требованиям развития стратегических отраслей. Эти же меры потенциально позволят усилить присутствие Узбекистана в торгово-транспортных проектах Евразии, отсюда возрастающий интерес к инфраструктуре международного транспортного коридора ТРАСЕКА", – уточнил Алексей Чекрыжов.

Напомним, министр транспорта Узбекистана Эльер Ганиев в начале марта на встрече с генеральным секретарем ТРАСЕКА Асетом Асавбаевым договорился о том, что республика вернется на МТК, используя потенциал железной дороги Баку – Тбилиси – Карс.

Узбекистан в начале 2000-х годов перенес акцент на развитие транспортных коридоров через страны – участницы Шанхайской организации сотрудничества и ушел из проектов ТРАСЕКА.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152014.03.2020