24-01-17 / 2017
Новости отрасли
Бизнес останется без маржи

Цены на перевозки отпустили к потребителям.

Тарифный комитет Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) согласовал повышение грузовых тарифов на 25% по предложению ПАО "Укрзализныця" (Украинская железная дорога, УЗ).

Как сообщил глава правления компании Войцех Балчун, ведомство утвердило запланированную цифру повышения тарифов на грузовые перевозки. Это позволит УЗ в 2017 году получить дополнительно более 22 млрд руб. В отношении пассажирского сегмента дискуссия пока продолжается, но ранее был анонсирован размер повышения ставок на 35%.

По словам директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта МИУ Александра Федоренко, индексация железнодорожных тарифов заложена в проект финансового плана УЗ на 2017 год и необходима в связи с ростом цен на продукцию, в частности на дизельное топливо и электроэнергию. Как рассчитывают в министерстве, такие меры позволят частично стабилизировать финансовое состояние отрасли, поддержать в рабочем состоянии подвижной состав и обеспечить безопасность движения, так как износ основных фондов УЗ достиг почти 90%.

Несмотря на такие перспективы, грузоотправители Украины негативно оценивают инициативу УЗ, так как за последние два года тарифы на грузовые перевозки повышались дважды: на 30% с 31 января 2015 года и на 15% – с мая 2016-го, что позволило дороге получить дополнительный доход в размере 11 млрд руб., но эффективность ее работы не повысилась. "За последний год оборачиваемость вагонов ухудшилась по окатышевозам на 6%, по полувагонам – на 4%, по крытым вагонам – на 2%. Поэтому повышение тарифов на 25% совершенно необоснованно, и никто не видел структуру их формирования. При этом рентабельность грузоперевозок составляет 30–50%, тогда как многие промпредприятия работают убыточно или с минимальной маржой", – отметил глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. Поэтому смежники прогнозируют закономерное падение объемов грузоперевозок на железной дороге.

Однако если это и произойдет, то не по всей номенклатуре грузов и в течение короткого времени, затем рынок от шока отойдет, считает руководитель департамента железнодорожной инфраструктуры вертикально интегрированной энергетической компании "ДТЭК Энерго" Олег Бондарь. "Думаю, если и будет падение, то незначительное, потому что на Украине для железнодорожных перевозок остались те грузы, которые не могут уйти на автомобильный транспорт. Металлурги, химики и производители зерна легко переживут индексацию. Но, к примеру, перевозка строительных грузов по себестоимости если не сравнялась, то уже практически ниже, чем тариф. И его повышение приведет, скорее всего, к удорожанию продукции", – говорит он.

Тем не менее у бизнеса есть ожидание, что дополнительные доходы УЗ использует на восстановление локомотивного парка, закупку вагонов и уменьшение их оборота, а также на содержание инфраструктуры и повышение качества обслуживания. В противном случае в следующем году можно ожидать очередного повышения тарифов, отметил Олег Бондарь.

Как считает заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, от повышения тарифа пострадают только конечные потребители, так как стоимость перевозимых грузов, безусловно, вырастет. "Транспортная составляющая в перевозке универсальна и в среднем составляет до 5%, то есть любые грузы теперь будут дороже по меньшей мере на 1%. Решение об индексации давно обсуждалось, поэтому повышение стоимости уже даже заложено в виде финансового риска в цену большинства товаров. Во всяком случае, на топливном рынке это произошло задолго до 1 января 2017 года", – уточнил эксперт.

В большей степени это коснется условно рентабельных грузов, к примеру, темных нефтепродуктов, мазута, битума, гудрона и других.

Впрочем, к регулярному росту тарифов на Украине уже привыкли. Хотя раньше это мотивировалось установлением экономически обоснованных тарифов, гармонизацией их с европейскими и другими причинами, теперь индексация ничем не оправдана и, к сожалению, не сопровождается соответствующим ростом качества предоставляемых УЗ услуг. Более того, в массе своей оно заметно снижается. Ключевые потребители компании это на себе ощутили. В национальной экспертной и потребительской среде считают, что следовало бы поменять порядок действий: сначала качество, затем – индексация, резюмировал Геннадий Рябцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.01.2017