06-04-16 / 2016
Новости отрасли
Бизнес нового формата

Предварительно Федеральная грузовая компания ФГК запрашивала одобрение сделки у Федеральной антимонопольной службы ФАС. После прохождения необходимых процедур оно было получено. Однако при рассмотрении заявки антимонопольное ведомство не ограничилось одним разрешением, а сделало его с оговоркой.

АО "Федеральная грузовая компания" забрало в аренду вагонный парк ООО "УВЗ-Логистик". По словам советника руководителя ФАС Павла Шпилевого, ОАО "РЖД", как собственнику ФГК, рекомендовано организовать на электронной площадке рынок спотовой торговли услугой перевозки. Как рассчитывает ФАС, такой формат позволит оптимизировать загрузку инфраструктуры РЖД, упростить заказ перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также обеспечить прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов. В идеале РЖД должны будут привлечь на электронные торги не только вагонный парк ФГК, но и других операторов на недискриминационных условиях. "Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и автоматическое подтверждение плана перевозки", – пояснил Павел Шпилевой.

Кроме того, в ФАС "Гудку" уточнили, что временных рамок для организации торгов пока нет, но сроки ее запуска все же должны быть согласованы с ведомством до конца апреля.

При этом в ФГК отказались пояснить, в каком объеме парк переходит в аренду и на каких условиях. Впрочем, в "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ) также воздержались от комментариев о подробностях сделки.

Между тем сторонние эксперты считают, что предложенные РЖД рекомендации действительно преследуют благие цели, однако трудновыполнимы на практике.

"Создание электронного рынка спотовой торговли услугой перевозки означает, что у РЖД появится, по сути, биржа, где грузоотправители смогут разместить заказ для перевозки грузов вагонными парками ФГК и других операторов. Теоретически это сможет привлечь малых и средних грузоотправителей. Однако маловероятно, что такой механизм станет популярным и получит активное распространение, поскольку подобная система сейчас не применяется", – говорит эксперт центра "Общественная Дума" Павел Ивченков.

Кроме того, довольно сложно сделать услугу перевозок полноценным прибыльным биржевым товаром, так как природа этих понятий отличается, отметил эксперт. Операторские услуги с организаторской точки зрения довольно сложны и не смогут стать успешным биржевым товаром спотовой торговли. Операторы смогут получить выгоду от электронной торговли, если направят на нее незадействованные вагоны, количество которых связано с сезоном. Для небольших операторов это в итоге станет более проблематично, чем для ФГК.

В то же время за последние несколько лет на рынке грузовых железнодорожных перевозок происходит частая смена управленцев вагонными парками. И не менее активно обсуждается идея консолидации вагонного парка под управлением нескольких крупнейших операторов, и ФГК – один из первых претендентов. "Это позволило бы провести радикальное обновление парка вагонов за счет списания устаревшей техники и заменить ее более новой, от менее эффективных операторов. Цель ФГК, имеющей на своем балансе значительную долю устаревших вагонов, как раз в этом и заключается: привлечь в управление парк новых вагонов и списать старые. Ранее даже предполагалось, что ФГК купит парк "УВЗ-Логистик", но свободных средств на это у компании нет, так что аренда в данном случае – выход", – прокомментировал "Гудку" эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.

И по практике УВЗЛ – это довольно регулярная процедура. В частности, в конце 2015 года компания (совместно с той же ФГК) передавала свой парк вагонов под управление РЖД. С 1 апреля 2016 года он был возвращен и, значит, вновь готов к передаче крупному оператору.

"Помимо информации о сделке между УВЗЛ и ФГК стало известно, что НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) приостановила размещение по закрытой подписке дополнительной эмиссии обыкновенных акций на 10 млрд руб. Судя по обнародованным данным, это сделано из-за изменения срока: с одного года он был увеличен до двух лет. Все эти тектонические движения говорят о том, что в холдинге "Уралвагонзавода" проходит значительное перераспределение финансовых ресурсов. И есть основания полагать, что это напрямую связано с реструктуризацией лизинговых обязательств УВЗЛ перед своими контрагентами, а также с тем, что компания считается не самым привлекательным активом для корпорации. В частности, еще осенью 2015 года президент страны дал поручение по продаже УВЗЛ в контексте оздоровления УВЗ, который испытывал значительные трудности", – уточнил партнер компании "Деловой фарватер" Дмитрий Липатов.

В отношении самой сделки с ФГК следует учесть, что еще в январе 2015 года ФАС разрешила УВЗЛ приобрести 48,7% активов ООО "Лизинговая компания Газпромбанка". На тот момент у нее в собственности был 3051 люковый полувагон, из них 420 инновационных вагонов с увеличенной осевой нагрузкой производства УВЗ, при этом все они находятся в лизинге у УВЗЛ. То есть можно предположить, что сделка УВЗЛ с ООО "Лизинговая компания ГПБ" – это подготовка для большой сделки с ФГК. "К слову, стоимость активов Лизинговой компании ГПБ была оценена тогда в 5 млрд руб., то есть сумма сделки по покупке части активов могла составлять порядка 2,4 млрд руб. На какой стадии она сейчас, сказать трудно, поскольку открытой информации пока нет", – пояснил Дмитрий Липатов.

В то же время у экспертов есть предположение о перспективах УВЗЛ в части дальнейшего ведения бизнеса и существования на рынке. Собственный парк компании с учетом финансового лизинга в конце прошлого года составлял 38375 вагонов (полувагоны и цистерны), в управлении находилось 32364 вагона, а объем перевозок за девять месяцев 2015 года вырос на 30,5% – до 28,6 млн тонн, грузооборот на 60,5% – до 75,94 млрд ткм.

"Теоретически даже после передачи всех своих вагонов в лизинг компания может продолжить существование, никаких препятствий для этого нет, к тому же будет аккумулироваться выручка от поступлений лизинговых платежей. Хотя пока нет ясности, как правительство видит перспективы существования УВЗЛ. Но все это выглядит как спасение "Уралвагонзавода", важнейшего для отечественной экономики предприятия, за счет отсечения от него проблемных и не самых первостепенно важных активов", – уверен Дмитрий Липатов.

При этом УВЗЛ пока не объявляла о намерениях уходить с рынка железнодорожных грузовых перевозок, напомнил Алексей Калачев. По его оценке, эксплуатируемый парк грузовых вагонов, а это не только полувагоны, но и цистерны, не подлежит списанию, так как постройки 2009–2014 годов. Следует учесть и тот факт, что УВЗЛ является стартовой площадкой для новых моделей вагонов, разработанных корпорацией, а в ее планах на 2016 год было увеличение своего парка до 100 тыс. вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.04.2016