01-12-21 / 2021
Новости отрасли
Бизнес может потерять более 18 млрд. рублей из-за закрытия грузоперевозок в Китай

Российско-китайские пограничные переходы Гродеково – Суйфэньхэ и Забайкальск – Маньчжурия прекратили прием всех грузов, кроме контейнерных. В РЖД сообщили, что решение приняла китайская сторона из-за эпидситуации в приграничных городах. По оценке экспертов, российские грузовладельцы могут потерять свыше 18 млрд рублей экспортной выручки

Железнодорожные переходы Гродеково – Суйфэньхэ (Приморье) и Забайкальск – Маньчжурия (Забайкалье) прекратили прием всех грузов, кроме контейнерных. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на РЖД. Запрет вводится с 1 декабря и на погранпереходе Эрлянь – Дзамын-Ууд на границе Китая и Монголии. Потери российских грузовладельцев, по оценке экспертов, могут превысить 18 млрд рублей.

"Решение принято в приграничных китайских городах в рамках усиления мер по профилактике и контролю над эпидемиологической ситуацией", – говорится в сообщении РЖД, сроки возобновления перевозок не указываются. В приграничных китайских провинциях отмечается рост заболеваемости COVID-19, а местные власти вводятся жесткие ограничительные меры в отношении их жителей. По данным торгпредства КНР, с 11 ноября запрещен ввоз через железнодорожные пункты пропуска пива, минеральной воды, красного вина, пищевых масел и других продуктов, палочек для еды, древесного угля, листовых древесных материалов, смазочных масел.

Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин сообщил, что через Гродеково в большом количестве переваливаются лесные грузы (в платформах-лесовозах, полувагонах и крытых вагонах), выращенное на Дальнем Востоке зерно (в крытых вагонах и зерновозах), а также небольшие объемы угля из Приморского края. Через Забайкальск, по словам Семенкина, идет железная руда, удобрения (в полувагонах и крытых вагонах) и лес.

Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщил, что в 2020 году через Гродеково экспортировали 8,7 млн т грузов, преимущественно лес, руду и уголь, а через Забайкальск – 15,4 млн т (те же виды грузов и удобрения). "Вводимые ограничения отразятся на 0,5 млн т грузов через Гродеково и на 1,2 млн т – через Забайкальск", – оценил эксперт. По данным собеседника, близкого к компаниям-операторам, через закрытые погранпереходы за 10 месяцев 2021 года прошло 9 млн т леса, 4 млн т руды, 3,6 млн т угля, 1,6 млн т удобрений, 0,6 млн т зерновых и 1,1 млн т других грузов. Самое неприятное, что конвенции (запреты) ввели без указания срока их окончания, сказал источник газеты.

По данным РЖД, сейчас на сети 6200 вагонов с грузами, которые попадут под новые ограничения. Монополия готова оказать клиентам поддержку, в том числе по перенаправлению грузов. Представитель РЖД сказал, что грузовладельцы могут рассмотреть "возможность контейнеризации отправок, доставки альтернативным путем, например, через порты и далее морским транспортом, либо вернуть груз". Представитель "РЖД логистики" (дочерняя компания РЖД) сказал, что, если движение через эти пункты пропуска остановится на месяц, "там могут скопиться десятки тысяч вагонов".

Директор по продажам "РТСБ-рус" (российское предприятие немецкой логистической компании RTSB GmbH) Евгений Барков отметил, что ограничения коснутся перевозок в крытых вагонах и полувагонах, которые "требуют ручного взаимодействия, например, перегруза из вагона в вагон". Это бумажная продукция, уголь, любые насыпные грузы, перечислил он. "Наша компания активно возит пиломатериалы, и нас также коснется этот запрет", – сказал Барков.

По оценке гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, до 50% грузовой базы может быть контейнеризировано, но переориентировать грузы можно будет только на другие направления. Возможность перевода на контейнерные отправки будет реализована, если запрет сохранится и в 2022 году, добавил он. Президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин сказал, что поскольку инициатором конвенции выступает КНР, то штрафных санкций, скорее всего, не будет, а вот недополученная выручка, в том числе у самих РЖД, налицо.

"Есть предположение, что под видом защиты от вируса Китай продавливает контейнеризацию, так как в рамках концепции "Один пояс, один путь" 100% контейнеризации позволит на 30-50% ускорить прохождение грузов", – отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, таким образом обеспечивается и сбыт контейнеров, производимых в КНР. По оценке, эксперта если запрет распространится на 2022 год, под риском окажется около 15 млн т грузов. ИПЕМ оценил общие потери грузовладельцев свыше 18 млрд рублей выручки от экспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Forbes01.12.2021