23-01-15 / 2015
Новости отрасли
Бизнес и государство должны действовать по одним правилам

О том, почему законотворческая деятельность сейчас становится одним из приоритетных направлений деятельности комитета Торгово-промышленной палаты РФ по логистике и чем еще его эксперты собираются заниматься в 2015 году, рассказывает председатель комитета, д. э. н., профессор Олег Дунаев.

- Олег Николаевич, каким вопросам, связанным с железнодорожным транспортом, в прошлом году уделялось особое внимание?

- В первую очередь это касалось развития транспортно-логистического бизнес-блока ОАО "РЖД". То есть это вопросы, связанные с развитием системы управления цепями поставок на трансъевро-азиатских магистралях. В частности, это проблемы качества и оптимизации издержек транспортных компаний; проблемы транзита на Евразийском экономическом пространстве; технологии безопасности управления цепями поставок на Транссибирской магистрали; эффективность взаимодействия перевозчика, оператора и владельца инфраструктуры в целях удовлетворения потребностей клиента железнодорожного транспорта. Особое внимание было уделено законодательной и нормативно-правовой деятельности в этой сфере и проблемам мультимодальных перевозок.

- Насколько активно эксперты комитета участвовали в законотворческой деятельности?

- Это направление является одним из приоритетных для нашего комитета, что вполне понятно: бизнес и государство должны действовать по одним правилам, установленным законом. Причем российское законодательство в сфере транспорта, таможенного дела, логистики непременно должно быть унифицировано с международными нормами и стандартами, а пока это - одна из основных наших проблем, особенно в области международных перевозок. Любое выпадение из общепринятых международных норм и стандартов ведет к замедлению внешнего товарооборота и, как следствие, потере конкурентоспособности России в области перевозок. Члены комитета активно участвуют в подготовке и экспертном исследовании законопроектов и подзаконных актов, выносимых правительством на предмет определения степени их регулирующего воздействия.

- Как Вы оцениваете состояние законодательной базы, регулирующей сейчас взаимодействие участников перевозочного процесса на железной дороге?

- Если говорить коротко, наши эксперты считают необходимой дальнейшую серьезную переработку данного законодательства. Мы столкнулись с этим вплотную, когда на площадке Госдумы и ТПП РФ начали обсуждать законопроекты, предусматривающие внесение изменений в законы "Устав железнодорожного транспорта РФ" и "О железнодорожном транспорте в РФ". Всем - и депутатам, и представителям бизнеса - стало понятно, что оба этих закона нуждаются не в "мелком ремонте", а в глубокой переработке в связи с новыми реалиями в правовой, экономической и структурной перестройке отрасли.

Имеется целый пласт неустраненных противоречий между монополистом ОАО "РЖД" и другими участниками перевозочного процесса, прежде всего владельцами вагонного парка и собственниками железнодорожных путей необщего пользования. По мнению бизнеса, изменения в законодательстве должны коснуться установления единых правил приема и выдачи порожних вагонов, независимо от их принадлежности перевозчику или иному лицу, единого порядка компенсации убытков за счет бюджета в случае произвольного привлечения подвижного состава иных собственников на нужды специальных перевозок, а также иных взаиморасчетов при использовании частного вагонного парка. Обострена проблема, связанная с простоем вагонов на железнодорожных путях общего пользования после их выгрузки, когда договор перевозки уже исполнен. И многое другое. Казалось бы, это проблемы хозяйственно-правовых взаимоотношений различных собственников в сфере железнодорожного транспорта, но отсутствие их законодательного урегулирования сказывается в конечном счете и на эффективности логистики при перевозках грузов как внутри страны, так и в международном сообщении.

- Основные направления деятельности комитета в 2015-м отличаются от задач прошлого года?

- В основе деятельности комитета в текущем году будет развитие ключевых сфер компетентности логистики, направленных на повышение качества обслуживания потребителей и снижение издержек компаний. В части железнодорожного транспорта это развитие интегрированной логистики в транспортно-логистическом бизнесе железнодорожных компаний. Основное отличие в деятельности комитета в 2015 году от предыдущего - это приоритет интеграции всех видов транспорта в управлении цепочками поставок для потребителей на трансъевро-азиатских магистралях. Это обусловлено необходимостью современного состояния российской экономики, с одной стороны, и важностью качества управления, направленного на снижение издержек и роста производительности труда в компаниях, с другой стороны, где логистика как система стратегического управления играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности современных предприятий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру23.01.2015