21-09-06 / 2006
Компания в СМИ
Бизнес, 21.09.2006

Полувагоны вернутся к контейнерам

РЖД в ближайшее время могут разрешить перевозки контейнеров в люковых полувагонах. После запрета в мае этого года большинство операторов вынуждены были резко сократить перевозки своим парком, уступив дорогу «Трансконтейнеру», владеющему большим парком фитинговых платформ. В результате все лето на станциях скапливались грузы, и нарушались сроки грузоперевозок. В итоге РЖД согласились отменить запрет, но при условии, что компании разработают специальные крепления для контейнеров, позволяющие осуществлять безопасные перевозки.

Как писал «Бизнес», в начале апреля 2006 года РЖД провели проверку соблюдения правил перевозки крупнотоннажных контейнеров в полувагонах. В ходе нее было выявлено 214 нарушений, касающихся вагонов частных операторов, где контейнеры размещались без применения специальных средств крепления, что создавало угрозу безопасности движения. 2 мая РЖД разослали телеграмму №ВП-38-74, устанавливающую строгий контроль над погрузкой контейнеров. В телеграмме есть ссылка на требования МПС 2000 года, разрешающие перевозить груженые крупнотоннажные контейнеры исключительно в глуходонных полувагонах, а порожние – в люковых полувагонах при соблюдении техники крепления. По сообщениям частных операторов, последние 20 лет контейнеры возили именно в люковых полувагонах, и никаких нареканий со стороны РЖД не было.

В результате перевозки контейнеров частным парком значительно сократились. Представители РЖД сообщали, что новые условия продиктованы требованиями безопасности, а частные операторы считали, что причина в стремлении РЖД загрузить большой парк фитинговых платформ дочернего ОАО «Трансконтейнер». Чтобы отработать все заключенные контракты, экспедиторы действительно вынуждены были первое время перевозить грузы на платформах «Трансконтейнера».

Через некоторое время на рынке стал ощущаться дефицит парка. А после обнаружения дефектов изготовления в фитинговых платформах и приостановки их эксплуатации для проверки и устранения обстановка обострилась. В конце августа сложилась чрезвычайная ситуация с вывозом контейнеров со станций НаходкаВосточная Дальневосточной ЖД и Забайкальск Забайкальской ЖД. Только на станции Находка-Восточная находилось 4305 контейнеров. Чтобы урегулировать ситуацию, РЖД выпустили телеграмму, где в качестве мер по урегулированию ситуации называли режим срочного возврата платформ из стран СНГ и привлечение частных полувагонов к обеспечению перевозок в этом направлении.

Тем временем частные операторы пытались как-то изменить ситуацию и добиться допуска полувагонов к перевозкам. Как рассказала «Бизнесу» технический директор Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ) Ирина Чиганашкина, специалисты компании разработали специальные схемы размещения и крепления универсальных 20- и 40-футовых контейнеров в люковых полувагонах. На основании телеграммы РЖД 15 сентября были проведены испытания этих креплений. В сентябрьской телеграмме, подписанной вице-президентом РЖД Сергеем Козыревым (копия имеется в распоряжении «Бизнеса»), содержится поручение создать комиссию из представителей служб коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, вагонного хозяйства и ревизора по безопасности движения поездов Московской ЖД, а также представителей ДВТГ и ОАО «Новая перевозочная компания».

По словам Ирины Чиганашкиной, испытания прошли успешно, без замечаний. Комиссией были подписаны все документы и переданы в департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО РЖД. В телеграмме РЖД дается поручение начальнику департамента Юрию Косову проанализировать представленные материалы испытаний и в зависимости от их результатов вынести соответствующие предложения.

Если итоги испытаний удовлетворят РЖД, уже в ближайшее время использовать такие крепления смогут все операторы.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков рассказал, что представители компании следят за ходом эксперимента. «Положительный результат означает для нас, как, впрочем, и для других участников рынка, решение проблемы обратной загрузки на ряде направлений, в частности дальневосточном»,- говорит он. «Новая перевозочная компания» является одним из крупнейших независимых операторов в стране и эксплуатирует второй по величине после РЖД парк подвижного состава. «Новая перевозочная компания» готова сегодня обеспечить значительные объемы перевозок на этих направлениях»,- говорит Шпаков.

Пресс-секретарь «Трансконтейнера» Олег Смолин соглашается, что подобные конструкторские разработки целесообразны, особенно если учитывать диспропорцию грузопотоков в направлениях между Востоком и Западом. Но при этом, по мнению Смолина, компании идут по пути наименьшего сопротивления. «Если бы участники контейнерного бизнеса инвестировали в специализированный подвижной состав или применяли накопленный опыт с целью развития сервиса на контейнерных маршрутах, это имело бы гораздо большее значение для развития контейнерного бизнеса»,- полагает представитель «Трансконтейнера».