РЖД отдаст грузы «дочке»
Дочерняя грузовая компания РЖД начнет свою работу уже с января 2007 года. Ее создание одобрило вчера правление РЖД. Частные операторы уверены, что появление крупного игрока поможет упорядочить рынок, а планы по выходу компании на IPO позволят повысить привлекательность и частных операторов.
Вчера правление ОАО «Российские железные дороги» одобрило и рекомендовало к рассмотрению советом директоров компании концепцию и бизнес-план дочерней грузовой компании. Совет директоров рассмотрит проект в августе-сентябре 2006 года, а уже с января 2007 года компания сможет начать свою деятельность, сообщает пресс-служба.
РЖД получат 100-процентный пакет минус одна акция грузовой компании, а второй учредитель — АНО «Желдорреформа» — станет обладателем одной привилегированной акции. В уставный капитал компании будет передано 564 тыс. грузовых вагонов.
Грузовая компания будет работать на рынке в качестве оператора. В соответствии с проектом, к 2010 году грузооборот компании достигнет 1 млрд 350 млн тонно-километров, выручка— 90 млрд руб., а рентабельность ожидается на уровне 20%. По оценке инвестбанка Morgan Stanley, если компания начнет работу в 2007 году, ее капитализация составит около $6,8 млрд, а при благоприятной ситуации на рынке может превысить это значение.
Как писал «Бизнес» (см. номер от 25 апреля), привлечь дополнительные инвестиции планируется за счет продажи до 49% акций компании на свободном рынке. По словам президента РЖД Владимира Якунина, реализация неконтрольного пакета позволит привлечь около $3 млрд. РЖД рассматривают два варианта развития событий: выход на российский фондовый рынок и впоследствии на Лондонскую фондовую биржу либо IPO сразу в Лондоне. При первом варианте до выхода на зарубежный рынок пройдет два с половиной года.
«Планируется, что грузовая компания будет успешно конкурировать с частными операторами» — говорится в сообщении РЖД. Сами частники ожидают появления крупного игрока без оптимизма. По мнению представителя одной из частных компаний, может повториться ситуация с «Трансконтейнером», когда выделение компании из состава РЖД повлекло за собой лишь неразбериху на рынке и существенное увеличение тарифов. В успешном бизнесе самой компании участники рынка не сомневаются. По словам источника, всего российские перевозчики эксплуатируют 1 млн 170 тыс. вагонов. Почти половина из них будет у «дочки» РЖД, при том что самая крупная из частных российских транспортных компаний управляет парком около 20-25 тыс. вагонов.
Впрочем, участники рынка видят в появлении крупного игрока и положительные моменты. «Создание компании упорядочит рынок, произойдет его укрупнение»,— считает генеральный директор Новой перевозочной компании Игорь Асатуров. По его словам, «дочка» РЖД станет работать в тех же условиях, что и другие частные операторы, и это оптимизирует общий тариф, выделив из него инфраструктурную составляющую.
В компании «Трансгарант» также положительно оценивают выделение грузовой компании из состава РЖД. По словам начальника отдела маркетинга Александра Метелкина, если грузовая компания будет выходить на IPO, то также повысится инвестиционная привлекательность бизнеса независимых перевозчиков.