12-12-06 / 2006
Компания в СМИ
Бизнес, 12.12.2006

ФСТ повысила вагонную составляющую

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение о повышении вагонной составляющей в тарифе при перевозке грузов в полувагонах на 30%. По оценкам частных операторов, срок окупаемости парка в результате снизится с 15 до восьми-девяти лет.

Вагонная составляющая в тарифе была повышена в результате нелинейной индексации грузовых тарифов в зависимости от тарифных классов, сообщает «Интерфакс». Средний уровень индексации для частных полувагонов составил 6,1%, при этом тарифы для РЖД выросли на 10,9%. В результате уровень вагонной составляющей в тарифе увеличился в среднем с 15% до 20%.

Вагонная составляющая тарифа не менялась с 2003 года, когда был принят прейскурант 10-01. По данным ФСТ, полувагонами перевозится более 50% грузов в России. Благодаря предстоящему повышению частные операторы смогут более активно пополнять свой парк. По словам заместителя руководителя ФСТ Виталия Евдокименко, частные операторы ежегодно закупают около 5-6 тыс. полувагонов, а РЖД — до 10 тыс., при том что потребность в закупках составляет около 30 тыс. полувагонов в год.

Ранее представители частных операторов обращались в ФСТ с просьбой о повышении вагонной составляющей. В результате увеличения стоимости подвижного состава с 2003 года срок окупаемости постоянно возрастал. По данным ОАО «Новая перевозочная компания», сейчас этот срок составляет около 15 лет.

По словам председателя совета директоров ОАО «Дальневосточная транспортная группа» Раисы Паршиной, решение ФСТ очень важно для рынка. «Полувагоны — универсальный подвижной состав, и его сейчас не хватает, при этом количество грузов растет. По-другому нужное число полувагонов на рынке не появится»,— считает Паршина. Генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (НПК) Игорь Асатуров считает, что решение ФСТ о нелинейной индексации тарифов должно стимулировать дальнейшее развитие операторских компаний и рынка перевозок в целом. «Окупаемость, по самым предварительным оценкам, снизится с 15 до восьмидевяти лет. В результате рентабельность перевозок вырастет, а у независимых компаний появится больше возможностей для инвестирования в собственный подвижной состав'BB,— говорит Асатуров. Впрочем, по расчетам НПК, оптимальным было бы повышение на 40-50%, поскольку если цены на подвижной состав и дальше будут расти опережающими темпами, через год операторы могут вновь столкнуться с ситуацией, от которой ушли сегодня.

Операторы, большую часть парка которых составляют не полувагоны, относятся к инициативе ФСТ с сомнением. В «Трансгаранте» решение ФСТ считают половинчатым. По мнению начальника отдела маркетинга Александра Метелкина, повышение вагонной составляющей в тарифе при перевозке грузов только в полувагонах не решит проблемы нехватки этого парка. «Операторы начнут возить в полувагонах другие грузы, которые могли бы перевозиться специализированным парком: лес, контейнеры, окатыши. При этом полностью решить проблему с вывозом угля не удастся»,— считает Метелкин.