08-08-14 / 2014
Новости отрасли
Безопасность грузовых вагонов не связана с продлением срока их службы - РЖД

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) опровергает заявления о том, что грузовые вагоны с продленным сроком службы не соответствуют нормам безопасности и приводят к росту аварийности.

"Продление срока службы грузовых вагонов при плановых видах ремонта не оказывает влияния на безопасность движения. Транспортные происшествия происходят в основном из-за неисправности литых деталей тележки, автосцепных устройств, колесных пар", - отмечает компания, подчеркивая, что "практически все отказы произошли с деталями, не отработавшими назначенный изготовителем срок службы".

Согласно сообщению, в общей сложности в 2006-2013 гг. на железных дорогах РФ произошло 142 излома боковых рам в тележках грузовых вагонов, из них 117 - со сроком эксплуатации с момента изготовления от 1 до 6 лет. Наибольшее число таких случаев приходится на изделия, произведенные в 2005 г. (11), 2007 г. (25), 2008 г. (17), 2010 г. (28) и 2011 г. (11). Большинство из этих происшествий привели к сходам подвижного состава, авариям и крушениям.

"Исследования разрушившихся боковых рам, выполненные независимыми аккредитованными научными учреждениями, показали, что детали были изготовлены с грубыми отступлениями от конструкторской документации (рабочих чертежей и механических свойств металла)", - отмечает монополия.

Как сообщалось ранее, во вторник в Амурской области произошел инцидент на станции Ерофей Павлович. С рельсов сошли 16 вагонов с углем, всего в составе следовало 67 вагонов. Жертв и пострадавших нет. Авария не повлияла на график движения поездов. Между тем, как заявило министерство внутренних дел РФ, по предварительным данным, причиной сход вагонов стал "излом рельса железнодорожного пути".

Тем не менее, в середине этой недели некоммерческое партнерство "Объединение вагоностроителей" (ОВС, среди учредителей - ОАО "Уралвагонзавод") заявило, что авария на железной дороге, произошедшая 5 августа в Амурской области, свидетельствует о "недопустимости бесконтрольно продлять срок службы вагонов", а также необходимости минимизировать риски транспортных происшествий через сокращение на ж/д сети "аварийных вагонов" и "наведение порядка в сфере ремонта". "После 27 лет эксплуатации вагонов наблюдается резкое увеличение текущего оцепочного ремонта не только в области вагонных тележек, но и других элементов конструкции вагона", - добавляло партнерство.

При этом ОВС уверено, что принятое правительством РФ постановление "Об обязательной сертификации вагонов при установлении нового срока службы" "прекратит практику недобросовестной и фиктивной процедуры" продления срока службы, а также повысит ответственность вагоноремонтных предприятий. Кроме того, по мнению объединения, это будет способствовать внедрению "современных вагонов", омоложению парка и повышению уровня безопасности на сети.

Директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов также заявлял "Интерфаксу", что "очередной сход состава подтверждает опасность грузовых вагонов с продленным сроком службы, не прошедших сертификацию". "Несмотря на продление срока службы, арендованный ОАО "Первая грузовая компания" вагон не прошел соответствующую сертификацию. В 2014 г. он ремонтировался дважды. Этот случай подтверждает, что продление срока службы железнодорожного состава сверх установленного разработчиком требует обязательной модернизации и прохождения сертификационных испытаний", - отмечал чиновник.

По его словам, ведущий отраслевой институт - ОАО "ВНИИЖТ" - установил, что спроектированные до 1997 г. вагоны "не рассчитаны на восприятие действующих сегодня эксплуатационных нагрузок", так как произошло увеличение длины и массы поезда, скорости движения и нагрузки на ось, также говорил А.Морозов. "Статистика показывает, что вагоны, прошедшие процедуру продления, являются причиной внеплановых задержек и переформирований составов в 4 раза чаще вагонов, не достигших нормативного срока службы", - подчеркивал он.

Для обеспечения безопасности производства и эксплуатации подвижного состава в апреле 2013 г. продление срока службы грузовых вагонов было временно ограничено одним годом, напоминал А.Морозов. Это уменьшило число изломов боковых рам в тележках в 2014 г. на 71,8% (российского производства - на 93,3%) по сравнению с тем же периодом 2013 г., заявлял он. Между тем, РЖД в пятницу заявили, что выработали меры по предупреждению аварийности от бракованных деталей в вагонах, разработали методику их отнесения к категории потенциально опасных, что позволяет "эффективно выявлять и приостанавливать эксплуатацию не только отдельной бракованной детали, но и проводить проверку всей партии". "В результате удалось снизить количество происшествий, связанных с изломом крупногабаритного литья: если в 2013 г. произошло 37 таких случаев, то в текущем году - 11", - отмечает монополия.

Как сообщалось ранее, со 2 августа вступил в силу Технический регламент Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана, который предполагает продление срока службы вагонов в России с условием их модернизации и сертификации. До этого правительство РФ издало постановление об обязательной сертификации грузовых вагонов, прошедших продление срока службы (от 31 июля). "(Теперь - ИФ) обязательной сертификации подлежат все грузовые вагоны, как новые, так и прошедшие процедуру модернизации с продлением срока службы", - говорил в этой связи А.Морозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.08.2014