09-12-20 / 2020
Новости отрасли
Без срока годности

Идею о массовом списании старых вагонов исполнительная власть Украины не поддержала

Государственная регуляторная служба Украины (ГРСУ) не одобрила инициативу Министерства инфраструктуры о новых правилах ограничения срока службы грузовых вагонов. Проект приказа ведомства предлагал сократить период эксплуатации полувагонов в зависимости от видов грузов, которые перевозил подвижной состав, и от его возраста. Теперь стороны рассмотрят альтернативный документ "Укрзализныци".

Как ранее писал "Гудок", проект приказа предлагал устанавливать срок эксплуатации вагонов в зависимости от грузов, которые перевозил подвижной состав. Так, для перевозки окатышей и агломерата срок службы ограничили 38 годами, для перевозки кокса полувагону было отведено 30 лет, для перевозки сыпучих металлургических грузов – 36 лет, для перевозки глинозема с разгрузочными бункерами – 50 лет, срок эксплуатации думпкаров рассчитали на 44 года.

Также документ предусматривал постепенное ограничение сроков эксплуатации универсальных полувагонов. Максимальный срок службы полувагона к 2028 должен был составлять 22 года. Сейчас максимальный срок эксплуатации универсального полувагона ограничен 33 годами.

После вступления закона в силу частным компаниям и "Укрзализныце" пришлось бы списать большую часть вагонного парка, и в 2021 году на металлолом отправилось бы почти 13 тыс. вагонов.

Как рассказала президент Ассоциации предприятий собственников ведомственного транспорта и операторов грузовых железнодорожных перевозок "Укрведтранс" Наталья Петриченко, ГРСУ приняла обоснованное и целесообразное решение, которое соответствует практике на рынке железнодорожных перевозок. "Во многих странах вообще отсутствует такое понятие, как нормативный срок службы вагонов. Ключевым является их техническое состояние, а не возраст. Собственник вагонов обязан соблюдать все нормативы регламента по проведению плановых работ, и этого достаточно", – заключила Наталья Петриченко.

Как говорится в заключении ГРСУ, в законопроекте Министерства инфраструктуры Украины нет необходимой информации для обоснования принятия законопроекта. Ведомство не нашло веских оснований для сокращения срока службы эксплуатации грузовых вагонов. Согласно решению ГРСУ, разработчики законопроекта не сформулировали, каким должен быть результат, в приказе нет качественных, количественных и временных показателей того, каким станет рынок после завершения процесса регулирования. Неясно, из каких источников взяли данные и как сокращение парка грузовых вагонов повлияет на бизнес-среду в стране.

"Разработчиком не обозначены четкие цели государственного регулирования, которые непосредственно связаны с решением заявленной проблемы, и каких показателей запланировано достичь по результатам принятия акта. Не обоснованы необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений и отсутствие подтверждений существующей проблемы", – говорится в решении ГРСУ.

Согласно заключению ведомства, предлагаемые нормы приведут к сокращению парка грузовых вагонов на 39% к 2028 году (более 67 тыс. вагонов). Для замещения списанного состава необходимо будет потратить более 93 млрд гривен (около 247,5 млрд руб.). Что касается парка вагонов "Укрзализныци", компания будет вынуждена до 2028 года списать 62% полувагонов и 100% зерновозов. Таким образом, средства, которые УЗ может потратить на модернизацию инфраструктуры и локомотивного парка, будут направлены на обновление подвижного состава.

По словам члена комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Верховной рады Украины Александра Скичко, последствия от сокращения срока эксплуатации грузовых вагонов предсказуемы – возникнет большой дефицит. "Следовало бы ожидать срыва сроков отгрузки продукции и уменьшения производства и экспорта. Предельный срок эксплуатации должен быть, чтобы не допустить курсирования 50-летних "дедушек". Если мы говорим о полувагонах, то это 1,5 срока, то есть 33 года. Но при этом должен быть усилен контроль за самой процедурой продления и контролем вагонов после планового ремонта с продолжением. И еще нужно запретить импорт вагонов на Украине как таковой, а оставить только временный ввоз для покрытия сезонных и периодических пиков нагрузки. Тогда в нормальном режиме возможен постепенный вывод из эксплуатации изношенного подвижного состава без сотен судебных исков", – рассказал Александр Скичко.

"Укрзализныця" после отказа ГРСУ предложила компромиссный вариант списания вагонов по возрасту. Руководство компании направило письмо в Министерство инфраструктуры Украины с предложением ограничить 33 годами только срок службы полувагонов. Что касается зерновозов, срок их службы советуют продлить до 45 лет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.12.2020