Рейтинговые значения казахстанских железных дорог снижаются
Moody’s изменило прогноз по рейтингу АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) со "стабильного" на "негативный", указывается в сообщении КазТАГ со ссылкой на международное рейтинговое агентство.
"Moody’s Investors Service изменило со "стабильного" на "негативный" старший необеспеченный рейтинг АО "НК "Казахстан темир жолы" и его гарантированных дочерних компаний, а также корпоративный рейтинг и рейтинг вероятности дефолта АО "Казтемиртранс" ("дочка" КТЖ). В то же время Moody’s подтвердило рейтинги двух компаний Baa3 и Ba1", – говорится в сообщении.
Одновременно Moody’s понизило базовые кредитные оценки (измеряющие фундаментальную кредитоспособность) КТЖ с Ba3 до Ва2 и рейтинг "Казтемиртранс" с b2 до b1. Этот шаг, пояснили в рейтинговом агентстве, последовал за устойчивым ухудшением их самостоятельной кредитоспособности профилей прежде всего как результат недавней девальвации тенге и ослабления макроэкономической среды.
"Наше решение изменить прогноз на "негативный" прежде всего отражает наши опасения по поводу соответствия операционной деятельности и ликвидности компании в ближайшие 18 месяцев. С другой стороны, рейтинги отражают наши ожидания, что компании будут продолжать получать значительную государственную поддержку", – отметила вице-президент – старший аналитик Moody’s Юлия Прибыткова.
Снижение прогнозов по рейтингу КТЖ и КТТ прежде всего отражает ослабление их самостоятельной кредитоспособности за последние 12 месяцев, также негативное влияние оказывают плавающий курс тенге, ускоренное снижение объемов железнодорожных перевозок (–15% в течение первых шести месяцев 2015 года к аналогичному периоду 2014 года). Свою роль сыграли отсутствие индексации тарифов в текущем году и увеличение операционных расходов.
По мнению экспертов Moody's, вторая волна девальвации тенге (примерно на 25%) в августе 2015 года усугубит ухудшение показателей кредитоспособности в 2015–2016 годах.
"Государственная поддержка становится более важным компонентом в рейтингах. Бизнес-модель КТЖ включает обычную помощь от государства в виде субсидий на поддержку своих убыточных сегментов (примерно $88 млн в 2015 году) и долевых инъекций, которые, как ожидается, составят примерно 70% от его операционной прибыли. Фондовые инъекции не влияют на финансовые показатели компании, но обеспечивают важную поддержку ее ликвидности", – подчеркнула ассоциированный управляющий директор группы корпоративного финансирования Moody's Виктория Майсурадзе.
По словам представителей рейтингового агентства, на улучшение рейтинга и прогноза по нему для КТЖ повлияет как автономное улучшение кредитоспособности компании, так и положительные тенденции, касающиеся суверенного рейтинга Казахстана.
Источник в департаменте экономики железнодорожной компании резюмировал, что каких-либо изменений деятельности ввиду рейтинговых преобразований в настоящее время не ожидается.
Другое международное рейтинговое агентство – Standart Poor’s Ratings Services солидарно с Moody's: в этом году SP пересмотрело прогнозы по рейтингам КТЖ и КТТ на "негативный" с подтверждением рейтинга "BBB-/kzAA".
"Действия были предприняты после понижения суверенных кредитных рейтингов Казахстана, а железнодорожные компании, как известно, тесно связаны с государством. Позитивное влияние на показатели КТЖ традиционно оказывает получение значительной финансовой помощи, субсидий и вливаний капитала от государства, и мы ожидаем, что правительство и в дальнейшем будет предоставлять такую помощь, хотя выполнение некоторых проектов может быть отложено. Мы также отмечаем, что положение страны, не имеющей выхода к морю или судоходным рекам, обусловливает ключевую роль КТЖ в жизненно важном транспортном секторе, поскольку она является национальной железнодорожной компанией и на нее приходится около половины всех грузоперевозок в республике", – подчеркнул ведущий кредитный аналитик SP Александр Грязнов.
В то же время еще одно ведущее рейтинговое агентство – Fitch Ratings в этом году подтвердило рейтинг КТЖ на уровне "BBB" с прогнозом "стабильный" и на сегодняшний день в худшую сторону не пересматривало. При этом в агентстве отмечали негативное влияние девальвации тенге (с учетом того, что на конец 2014 года 55% валового долга было номинировано в иностранной валюте), понижение операционных показателей (по оценкам Fitch, снижение грузооборота составило порядка 5%), а также снижение собственной кредитоспособности.
"При этом на кредитоспособность благотворно повлияло двукратное сокращение инвестиционной программы компании на 2015–2018 годы. Однако нет уверенности, что инвестпрограмма не будет увеличена в будущем, особенно с учетом истории реализации крупных общенациональных инфраструктурных проектов по поручению государства", – полагает ведущий аналитик Fitch Алексей Евстратенков.
По его словам, если КТЖ будет финансировать проекты, относящиеся к активам вне юридической собственности компании (например, аэропорты в рамках доверительного управления), это усилит негативное давление на ее рейтинги.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок 1520 | 18.09.2015 |