26-03-18 / 2018
Новости отрасли
Без РЖД будет быстрее

Концессионным проектам РЖД мешает бюрократия внутри монополии. Чтобы избежать ее, компания создаст специальную структуру и передаст ей эти активы

 РЖД создаст отдельную структуру для управления инвестициями в проектах государственно-частного партнерства, об этом "Ведомостям" рассказали два человека, близких к компании, и подтвердили два сотрудника РЖД. Решение, по их словам, было принято правлением монополии в середине марта.

Представитель РЖД отказался от комментариев, поскольку протокол заседания пока не подписан.

 Новой структуре будут переданы доли РЖД в концессионных проектах, рассказывают собеседники "Ведомостей". Сначала - в проекте "Северный широтный ход" (СШХ), затем - в проектах железных дорог Элегест - Кызыл - Курагино и к Эльгинскому угольному месторождению "Мечела". Их стоимость - около 400 млрд руб. РЖД участвует в них вместе со "Спецтрансстроем" Юрия Рейльяна; ТЭПК Руслана Байсарова и УК "Лидер"; "Мечелом" и Газпромбанком.

 Сейчас переговорами по концессиям занимается департамент инвестиций РЖД, а доли в них оформлены на ее "дочку" - "КРП-инвест". Eй принадлежит, по данным СПАРК, 49,9% ООО "СШХ", 24,9% АО "Скоростные магистрали" (создано для проекта ВСМ), а также доли в различных структурах РЖД, не имеющих отношения к концессиям. Например, в "РЖД-технологиях", "РЖД интернешнл", "ОСК инфотрансе" (везде по 100%), "Цифровой логистике" (51%).

Набор таких разных активов может осложнять переговоры о кредитах - по каждому придется предоставлять информацию банку, отмечает человек, близкий к РЖД.

 Одобрения совета директоров для создания компании не потребуется, рассказывает он: активы при передаче будут оцениваться по доле в уставном капитале проектных компаний, а он обычно не превышает 100 млн руб. В новой структуре будет работать до 50 человек, говорит собеседник "Ведомостей".

Передача ей управления проектами ускорит принятие решений, надеются он и сотрудник РЖД: согласование в монополии проходит сложно. Например, в проекте СШХ необходимо выбрать проектировщиков, кредитора, вести переговоры с рабочей группой Минтранса, уточнять детали концессионного соглашения, перечисляет человек, близкий к одному из участников проекта.

 Обособление концессионных проектов упростит получение кредитов, говорят собеседники "Ведомостей". РЖД ведет переговоры с несколькими кредиторами по проекту СШХ, знает человек, близкий к одному из участников проекта.

 Обсуждалась возможность выпуска облигаций новой компанией, рассказывает другой источник "Ведомостей". Платежи по таким бумагам отдельной структуры могут быть привязаны к условиям концессионного соглашения, отмечает управляющий партнер NSP Александр Некторов.

 Стройки, инвестициями в которые предстоит управлять новой компании, пока не начались. Заявка по железной дороге к угольному месторождению Эльга не подана в правительство, концессионное соглашение по СШХ пока не подписано, а по "Кызыл - Курагино" подписано, но не объявлено о соглашении по финансированию проекта.

 Рейльян, Байсаров и представитель "Мечела" отказались от комментариев.

Пока не ясно, удастся ли передать дорогу в концессию, говорил недавно в интервью "Ведомостям" гендиректор "Мечела" Олег Коржов.

 Концессионных проектов РЖД может стать больше. Например, обсуждается строительство по концессии высокоскоростной магистрали Москва - Казань (с первым участком до Владимира), но заявка пока не подана в правительство.

 Создание у РЖД отдельной структуры по типу "Автодор-инвеста" у госкомпании "Автодор", которая обладает собственными средствами, полученными от головной компании, и может вести переговоры, существенно ускорило бы принятие решений, считает управляющий партнер адвокатского бюро "Качкин и партнеры" Денис Качкин. РЖД пытается разделить риски концессионных и других проектов: это типичный подход при управлении концессиями во всем мире, рассуждает партнер "Eгоров, Путинский, Афанасьев и партнеры" Дмитрий Степанов. Он позволяет привлекать кредит под пул проектов, отмечает юрист. Концессионные проекты капиталоемкие, они могут стать как прорывными, так и проблемными для РЖД, если их финансовая эффективность и прозрачность будет так же невысока, как по РЖД в целом, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Отдельная структура должна усилить контроль за прозрачностью финансовых потоков и процедур выбора подрядчиков, считает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости26.03.2018