10-08-20 / 2020
Новости отрасли
Без рыночного сегмента спад погрузки в II квартале мог бы быть существенно больше

Если по отношению к предыдущему кварталу текущего года общая величина Индекса качества в II квартале не изменилась (при этом оценки по отдельным показателям где-то немного подросли, а где-то немного уменьшились), то к аналогичному периоду прошлого года заметно изменение по трем важнейшим параметрам. Оценка удовлетворенности стоимостью услуг компаний-операторов выросла на 12 баллов (с 49 до 61). Удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве выросла на 11 баллов (с 66 до 77). Оценка грузоотправителями соблюдения сроков доставки также выросла на 11 баллов (с 58 до 69). Оценка уровня ставок операторов в этой ситуации вполне объяснима. Понижающая динамика ставок на предоставление, например, полувагонов наблюдается и весь 2019 год, и первую половину 2020-го, причем если в январе – марте тенденция к снижению была относительно плавной, то в апреле – июне она даже несколько усилилась (на фоне кризисных явлений в экономике, сказавшихся на динамике грузовой базы). Абсолютные значения в разных источниках приводятся различные, но тенденция и динамика у всех совпадают.

Любопытно, что опросы грузоотправителей не зафиксировали аналогичной динамики по параметру "стоимость услуг ОАО "РЖД". В исследовании отмечается: "По словам одного из грузоотправителей, принятые в стране меры борьбы с пандемией заставили предприятия пересмотреть условия продаж. А вот ОАО "РЖД" в сфере тарифов этого не сделало". Недостаточное использование тарифных инструментов в столь сложный период особенно подчеркивали те грузовладельцы, кто сравнивал действия РЖД с тактикой более гибких в ценообразовании операторских компаний. "Мы видим в поведении перевозчика и рыночного операторского сегмента несоответствие, которое выражается в том, что рынок адекватно реагирует на сложившуюся ситуацию, а РЖД – нет".

Таким образом, повторяется ситуация кризиса 2009 года, продемонстрировавшая отличие в поведении рыночных игроков и монополиста. Напомню, что в 2009-м парк вагонов независимых собственников составлял примерно 42% от общего количества, а остальное были вагоны ОАО "РЖД" и дочерних обществ. В 2009 году операторские компании оперативно снизили свои ставки, а РЖД – нет, в результате при общем снижении по итогам года погрузки на 15%, а грузооборота на 12% по сравнению с уровнем 2008-го погрузка в парке РЖД снизилась сильнее, чем в парке независимых собственников.

Сегодня грузоотправители в интервью сообщают, что операторы снижают цены так, как диктует рыночная логика, то есть интенсивнее ОАО "РЖД", которое, впрочем, тоже предоставило ряд скидок к тарифу, о чем ранее писал РЖД-Партнер. Это наводит на размышления, что спад погрузки и грузооборота мог бы быть существенно больше, если бы не существовало рыночного сегмента, состоящего из частных операторов.

Что же касается показателя удовлетворенности наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве, то с учетом профицита вагонов на сети, и прежде всего полувагонов (величина профицита различными участниками рынка и экспертами оценивается по-разному и в зависимости от используемой методики может составлять от 40 до 110 тыс. ед.), вполне логично, что и грузоотправители ощущают этот избыток. Именно этим и объясняется рост данного показателя по сравнению с прошлым годом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.08.2020