21-11-11 / 2011
Новости отрасли
Без развития железнодорожного транспорта российская экономика не сможет эффективно функционировать

Без развития железнодорожного транспорта российская экономика не сможет эффективно функционировать. Что нужно сделать для того, чтобы придать всему железнодорожному сектору новый облик, соответствующий тому, который требуется для развития страны, рассуждали участники пленарного заседания II железнодорожного съезда.

"Современная экономика требует от железнодорожников решения новых задач, - сразу задала тон дискуссии спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Нельзя считать нормальным, что пять российских регионов не имеют железнодорожного сообщения вообще, а в десяти оно развито очень слабо. Строительство новых железных дорог было и остается системообразующим фактором освоения территорий нашей страны и имеет огромное социальное значение. Ведь вслед за проложенными рельсами, построенными тоннелями и мостами возникают дома и школы, открываются рудники и шахты, строятся промышленные предприятия".

Второй задачей, как считает Валентина Матвиенко, является повышение скорости движения. Третья важнейшая задача - это модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта. По состоянию на начало 2011 года ее износ составлял 49%. При этом средний возраст локомотивов сегодня - примерно 20-25 лет. А средний возраст пассажирских вагонов - около 17 лет.

"Еще в XIX веке в России проходили железнодорожные тарифные съезды, в которых принимал участие тогдашний премьер-министр Сергей Витте, - напомнила участникам заместитель председателя Государственной думы Любовь Слиска. - И там стояли такие же вопросы оптимизации железнодорожных перевозок, удовлетворения потребностей товаропроизводителей, формирования тарифной политики. Сергей Витте говорил, что, если вопрос поставлен правильно, он будет стоять долго". Любовь Слиска отметила, что модернизация железнодорожного транспорта - это основное условия перехода экономики страны на инновационные рельсы.

С основным докладом, как ОАО "РЖД" намерено развивать железнодорожные перевозки, выступил президент компании Владимир Якунин. Основным фактором, который поможет модернизировать инфраструктуру железных дорог, он назвал создание условий, при которых в сектор ежегодно инвестировали бы не менее 1% ВВП страны.

С темы инвестиций начал свое выступление и губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко, ведь железная дорога, которая на территории его области эксплуатирует всего 2% сети, дает 5% поступлений в областной и муниципальные бюджеты. Железная дорога много вкладывает в реконструкцию инфраструктуры, она заявила о себе как ведущий инвестор в регионе, соперничающий с нефтяными компаниями. До конца 2015 года сумма инвестиций достигнет 14 млрд руб., а это рост погрузки, налогов и зарплат для жителей области. "Любой регион счел бы за честь принять такого инвестора", - отметил Анатолий Бровко.

Председатель РСПП Александр Шохин полагает, что площадкой для формирования общего мнения по развитию стратегии железнодорожного транспорта должно стать ОАО "РЖД". "Однако очень важно, чтобы инвестиции в размере 1% от ВВП были не только за счет государственных вливаний, но и за счет частных инвесторов.

Когда мы опрашивали российские компании, они отмечали, что сектор еще не очень открыт для частных инвестиций. Но я думаю, что ситуация скоро изменится, потому что, по заявкам грузоотправителей, объем перевозок должен значительно вырасти, а без дополнительных инвестиций вывезти весь этот объем невозможно". Кроме того, Александр Шохин не считает, что на пути реформирования сферы перевозок нужно из монополии создавать олигополию. "Чтобы цены не поднимались, нужно развивать конкуренцию среди операторов и перевозчиков", - говорит руководитель РСПП.

Генеральный директор ОАО "МХК "ЕвроХим" Дмитрий Стрежнев рассказал о своем успешном опыте сотрудничества и инвестирования с РЖД на примере нового порта Тамань, который строится на Черном море. Несколько участников проекта готовы строить и терминалы, и подъездные пути, заключив соответствующий договор с РЖД. Это будет сделано в следующем году.

Для дальнейшего развития рынка перевозок, как считает Дмитрий Стрежнев, нужно предварительно создать три-четыре крупные компании, с которыми бы взаимодействовали грузоотправители и которые могли бы гарантировать им вывоз продукции.

Министр транспорта Игорь Левитин отметил, что сейчас инвестиционная программа ОАО "РЖД" - это программа поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии, а для страны необходима программа развития. Но препятствием здесь является низкая привлекательность инфраструктурных проектов для инвесторов. "Первое государственно-частное партнерство началось именно в России, к нему нам сейчас и нужно вернуться, - полагает Игорь Левитин. - Особенно этого нужно добиваться в сфере высокоскоростного движения, где по мировому опыту порядка 40% составляют частные инвестиции, а 60% - средства государства и самой железнодорожной компании". Для того чтобы не сдерживать развитие экономики, должен быть реализон ряд крупных железнодорожных проектов, таких как расширение узких мест на БАМе и Транссибе, подходов к морским портам.

Игорь Левитин сообщил, что министерство будет продолжать законодательную поддержку реформ на железнодорожном транспорте и выделять средства на пассажирские перевозки.

Участники пленарного заседания высказались в целом за усиление государственного регулирования в отрасли и в части поддержки правительством инвестиционных проектов, которые реализует компания.

Из выступлений Валентина Матвиенко, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ:

- Целенаправленное взаимодействие компании ОАО "РЖД" с органами региональной власти позволило вплотную подойти к решению основной задачи в сфере пригородных перевозок - выходу на безубыточную деятельность. Пример ряда регионов показывает, что при наличии должной степени ответственности и заинтересованности проблема убыточности пригородных перевозок может решаться.

Виктор Зубков, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ:

- Особо отмечу роль железнодорожного транспорта в развитии отдельных регионов, в повышении экономической интеграции. Для многих субъектов железнодорожные предприятия являются крупнейшим работодателем, ключевым заказчиком для строительного сектора. Ряд регионов связывает перспективы своего развития с возможностью получить доступ к железнодорожной сети и обеспечить круглогодичные перевозки.

Игорь Левитин, МИНИСТР ТРАНСПОРТА:

- Четыре года назад на I Железнодорожном съезде мы обсуждали вопрос модернизации, и эта задача не теряет своей актуальности. Во главу угла всей работы ОАО "РЖД" и отрасли, конечно же, мы должны поставить вопросы эффективного обслуживания пассажиров и перевозки грузов. В ходе реформирования железнодорожного транспорта были созданы механизмы государственной поддержки, которых не было у Министерства путей сообщения. Это позволило поддержать компанию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.11.11Стратегия модернизации