16-03-15 / 2015
Новости отрасли
Без наката

ИМПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЗИЛСЯ

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), поставки легковых автомобилей в Россию в 2014 году сократились на 27,2% по сравнению с 2013 годом - с 894,1 до 703,3 тыс. штук. Ввоз из стран дальнего зарубежья уменьшился на 18%, до 671,3 тыс. машин. Импорт из стран СНГ упал на 57,9%, до 32 тыс. штук.

В соответствии с динамикой импорта изменилась и логистика автомобильного рынка. Меньше стали загружены ро-ро-терминалы в портах и железнодорожные операторы. В то же время большим спросом стал пользоваться автомобильный транспорт. Для перевозки машин от производителя к потребителю внутри страны выбираются в основном автовозы - расстояния позволяют это сделать рентабельно.

Рыночный расклад

Емкость рынка перевозок автомобилей по территории России без учета транзита в прошлом году составила около 2,5 млн единиц, в том числе импорт автомобилей в Россию - 703 тыс. (-27,2% к 2013 году), автомобили, произведенные в России, - 1,7 млн (-9,7%), экспорт отечественных машин - 127,5 тыс. штук (-7,5%). Напомним, что в 2013 году транспортные компании перевезли 2,9 млн автомобилей. Соответственно за год рынок сократился на 16%.

В результате резкого падения импорта произошло сокращение перевозок автомобилей на дальние расстояния, при этом основной фокус рынка сместился на внутренние перевозки из регионов, в которых расположены автокластеры, до крупных мегаполисов страны.

Погрузка автомобилей на сети РЖД в прошлом году снизилась на 8,6%, до 992 тыс. тонн. Железнодорожные операторы фактически проиграли конкуренцию автотранспортным компаниям, так как высокие тарифы не позволяют возить технику на расстояния до 1 тыс. км по рельсам. Цена у автоперевозчиков в этом сегменте намного меньше, поэтому выбор грузоотправителей вполне закономерен. Отметим, что скидка 12,8% на перевозку легковых авто на расстояние от 1000 до 3000 км, установленная в 2015 году, вряд ли сможет исправить ситуацию. На этой дистанции железнодорожники проигрывают автоконкурентам в части скорости доставки грузов. К примеру, из Санкт-Петербурга на Урал автовозом можно перевезти машины за 3-4 дня, а доставка в вагонах потребует 7-10 дней. В итоге использовать рельсы для перевозки легкового транспорта сейчас выгодно только на расстоянии от 4000 км и выше. В этом случае тарифы железнодорожников оказываются ниже, чем у автомобильных компаний. Фактически это условие выполняется только на маршруте доставки техники с Дальнего Востока в европейскую часть России. Об этом же свидетельствует и железнодорожная статистика. В частности, ДВЖД в прошлом году увеличила погрузку машин на 1%, несмотря на то что импорт машин в регионе сократился почти на треть: с 224 до 157 тыс. автомобилей. Как отмечают представители дороги, рост произошел благодаря продукции, выпущенной автозаводом Sollers во Владивостоке (бренды Toyota Land Cruiser Prado, Mazda и SsangYong). Впрочем, и здесь радоваться особо нечему, так как производство машин сокращается. В 2014 году компания "Соллерс - Дальний Восток" снизила объемы по сравнению с 2013 годом на 1,4%, до 67,6 тыс. штук.

Основные игроки

Лидером в сегменте железнодорожных перевозок автомобилей является компания "Рейлтрансавто" (РТА), владеющая 2,5 тыс. специализированных вагонов. Как рассказали "Транспорту" в компании, в 2014 году было перевезено 253 тыс. автомобилей, что на 49,9% меньше, чем в 2013 году (379 тыс. авто). В настоящее время ее рыночная доля составляет около 51%. Что касается перевозок всеми видами транспорта, то у РТА свыше 10%, если считать по количеству автомобилей, перевезенных внутри страны, на экспорт и транзитом в страны Центральной Азии. Основными клиентами компании являются "АвтоВАЗ", "Авто- тор", "GM - Узбекистан", "Мазда Мотор Рус", "Тойота Мотор Корпорэйшн", УАЗ, "Фольксваген Групп Рус" и другие.

В частности, машины Mazda компания возит со своего терминала "Зарубино" (Приморский край), а также с дальневосточного завода Sollers на терминал в Новосибирске, откуда техника развозится к дилерам уже автовозами. Отметим, что РТА вывозит всю продукцию завода Sollers. Помимо этого компания забирает две трети техники завода "Автотор" в Калининграде. Кроме того, она осуществляет регулярные перевозки новых автомобилей Toyota в Россию и Казахстан (техника следует через порты Финляндии и Усть-Лугу), а также ввозит автомобили Volkswagen из Германии.

Напомним, что РТА является дочерней структурой РЖД. Другая "дочка" железнодорожной монополии - компания GEFCO также развивает работу на рынке автологистики. Так, в прошлом году GEFCO совместно с "Фольксваген Групп Рус" запустила проект по хранению и доставке автомобилей с автосборочного производства в Нижнем Новгороде (построен логистический терминал на станции Доскино), а также по доставке автомобилей Chevrolet c завода Daewoo (Узбекистан) в Россию. Кроме того, были заключены договоры на оказание комплексного логистического обслуживания уровня 4PL с компанией General Motors.

С РТА и GEFCO на железнодорожном рынке перевозок машин конкурирует компания "Аппарель- 2000", оперирующая 1,7 тыс. вагонов, и "Оптима Транс Авто" (входит в ГК Rail Garant), управляющая 800 вагонами.

В сегменте автомобильных транспортных компаний за клиента борются "Автологистика" (550 автовозов), "Гема Транс" (300), "ТК Эксис" (500), "АвтоТехноИмпорт" (340), "Санфлауэр" (200), "Рольф Лоджистик" (200), "Мейджор Авто Транс" (530) и GEFCO (200). Большинство из них являются логистическими единицами в рамках дилерских холдингов.

Как отмечают автоперевозчики, работающие на северо-западе страны, сокращения автомобильного импорта в прошлом году они не заметили, так как объем ввоза резко сократился еще в 2006-2007 годах, когда в Петербурге, Москве и Калуге стали активно создаваться сборочные заводы. Наоборот, в 2014 году наблюдался рост спроса на их услуги. В Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) говорят, что все автовозы ушли на внутренний рынок и техники не хватало. В связи с этим у "АвтоВАЗа" в прошлом году даже наблюдались проблемы с вывозом продукции. Впрочем, не последнюю роль здесь сыграло увеличение расценок автоперевозчиков. Дело в том, что машины у большинства компаний в лизинге, а платежи привязаны к валютному курсу.

Отметим, что конкуренция между железнодорожниками и автомобилистами на рынке перевозок автомобилей в прошлом году заметно возросла не только из-за падения импорта, но и из-за общего сокращения продаж техники в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился к уровню 2013 года на 10,3%, до 2,5 млн штук.

Тенденции и прогнозы

Как отмечают автодилеры, падение рубля серьезно подкосило отечественный авторынок. Снижение спроса на дорожающую технику наблюдалось на протяжении практически всего 2014 года, и только в декабре произошел неожиданный (и короткий) всплеск продаж, обусловленный паническими настроениями покупателей.

Что касается ситуации, сложившейся в отдельных регионах, то, согласно информации "Автостата", больше всего продажи автомобилей в прошлом году снизились в уральских регионах, Сибири и Ставропольском крае. В то же время активность покупателей возросла на Дальнем Востоке, в Калининградской области и Чечне (см. "Чукотка рулит").

В текущем году спад продаж, по мнению экспертов, сохранится. Особенно это касается импортных автомобилей. По мнению представителей бизнес-сообщества, автопроизводство внутри страны сократится еще на 10%, а импорт и продажи упадут на 40%. По оценке одного из крупнейших российских дилеров - компании "Рольф", уже в январе продажи группы снизились на 40%, а в целом рынок упал наполовину.

Вместе с тем даже в условиях ухудшающейся конъюнктуры есть свои плюсы - автоконцерны, работающие в России, смогут увеличить долю на российском рынке за счет того, что расходы у них считаются в рублях и цены на продукцию растут менее стремительно, чем у импортеров. Тем более что большинство иномарок, входящих в топ-10 на российском рынке, производятся здесь. От этого могут выиграть и железнодорожные перевозчики. К примеру, завод "ИжАвто", который в прошлом году начал собирать модели Nissan Tiida и LADA Vesta, а также выпускает LADA Granta и Nissan Sentra, в текущем году планирует нарастить производство с 74 до 105 тыс. автомобилей. При этом всю собираемую технику завод отправляет по железной дороге.

По мнению экспертов, из-за падения рубля, снижения покупательной способности россиян, а также появления новых локализованных моделей импорт легковых автомобилей в 2015 году в Россию может упасть более чем вдвое.

Дальнейшее падение импорта губительно скажется на работе морских ро-ро-терминалов. Особенно пострадают балтийские площадки, которые все последние годы активно наращивали мощности.

Ро-ро в простое

Напомним, что в порту Усть-Луга в настоящее время работают два терминала: в составе МПК "Юг-2" (владеет "Компания Усть-Луга") и "Новая гавань" в Вистино (группа компаний "Российские транспортные линии", РТЛ). Мощность первого составляет около 500 тыс. авто в год, второго - почти 250 тыс. В большом порту Санкт-Петербург действуют еще четыре терминала: "Петролеспорт" мощностью до 190 тыс. единиц, контролируется фирмой Rolf (дилер Mitsubishi и других автопроизводителей), "Контейнерный терминал Санкт-Петербурга" (КСТП, принадлежит U CLH Владимира Лисина) с ро-ро-причалами (до 80 тыс. единиц), ро-ро-причалы "Первой стивидорной компании" мощностью 700 тыс. автомобилей в год и РТЛ с объемом перевалки 260 тыс. единиц техники в год. Таким образом, общая мощность ро-ро-приема на Балтике составляет примерно 2 млн автомобилей в год. Вместе с тем реальная загруженность не превышает 25% имеющегося потенциала. Конечно, на всех терминалах ситуация различная, но прошлогоднее падение объемов переработки накатных грузов в Усть-Луге на 75% говорит само за себя.

МЕСТНАЯ СБОРКА

Наиболее сильное падение производства в прошлом году показал завод американского концерна General Motors в Санкт-Петербурге (собирает машины марки Opel и Chevrolet) - 36,7 тыс. автомобилей, что на 45% меньше, чем в 2013 году.

На "Автоторе" (производит модели BMW, KIA, Opel, Chevrolet, Hyundai) выпуск сократился на 24%, до 185,4 тыс. единиц.

Питерский завод Hyundai Motor Group (владеет брендом KIA), напротив, увеличил производство благодаря росту популярности бюджетных Hyundai Solaris и KIA Rio. Он произвел 237 тыс. автомобилей, из которых 128,4 тыс. - автомобили Hyundai, 108,6 тыс. - KIA, став вторым крупнейшим автопроизводителем в стране. Вместе с тем в текущем году предприятие планирует снизить объемы на 4%, до 228 тыс. штук.

"АвтоВАЗ" в 2014 году выпустил 386,8 тыс. автомобилей Lada (-22%) и 133,9 тыс. автомобилей под брендами Renault-Nissan (+85%).

Volkswagen в Калуге выпустил 125 тыс. автомобилей (-17%).

Объем производства "ПСМА Рус" (совместное предприятие концерна Peugeot Citroen и Mitsubishi) составил 46,2 тыс. единиц (+3%).

Сборка китайских автомобилей на заводе Derways (собирает Brilliance, Haima, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely) в Черкесске сократилась на 9%, до 44,6 тыс.

Погрузка автомобилей на сети РЖД в прошлом году снизилась на 8,6%

Емкость рынка перевозок автомобилей по территории России без учета транзита в прошлом году составила около 2,5 млн единиц

"Дочка" железнодорожной монополии - компания GEFCO развивает работу на рынке автологистики

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт16.03.2015