28-01-15 / 2015
Новости отрасли
Без формализма

С нового года вступили в силу положения федерального законодательства, которые ужесточили условия закупок для ОАО «РЖД». Компания к изменениям готова.

ОАО «РЖД» совершенствует закупочную политику. Ирина Митичкина, начальник Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД»

– Ирина Марковна, какие итоги закупочной деятельности ОАО «РЖД» в прошлом году вы могли бы особо отметить?

– Наверное, самое основное, что можно было бы выделить, – это значительное снижение доли закупок у единственного источника. Она снизилась практически в три раза. Если в 2013 году мы покупали у единственного поставщика почти 55% необходимых материалов, то в 2014 году этот показатель составлял уже менее 18%. На таком же уровне закупки у единственного поставщика запланированы и на этот год.

Также хотелось бы отметить, что мы начинаем 2015-й с того, что практически треть годового объема закупок уже была разыграна в прошлом году.

– В текущем году вступают в силу новые требования в части организации закупочной деятельности ОАО «РЖД». В чем они заключаются?

– Новые требования к закупкам крупных компаний разработаны на федеральном уровне, и мы подготовили свои нормативные документы с учетом этого обстоятельства. С 1 января вступило в силу новое положение о закупках, которое содержит расширенный инструментарий проведения закупок.

Что наиболее важно в нынешней сложной экономической обстановке – то, что туда включен большой набор антидемпинговых мер, которых у нас не было в предыдущих нормативных документах. Например, увеличение размера обеспечения контракта с демпинговой ценой.

В развитие положения о закупках разработаны и утверждены типовые формы для различных способов закупок. Также переработано положение о планировании закупочной деятельности. Хотелось бы обратить внимание всех подразделений холдинга «РЖД» на то, что требования к планированию сильно ужесточились и проведение закупок, не включенных в план с 1 января 2015 года согласно нашим новым нормативным документам, является грубейшим нарушением, и это недопустимо в принципе.

Также у нас возникают две новые, очень существенные и сложные обязанности. Первая – это ведение реестра договоров. Порядок ведения этого реестра установлен правительством. И сложным моментом для нас будут являться сроки внесения туда информации.

Так, информация о договоре должна быть внесена в реестр в течение трех дней с момента его заключения, а изменения договора – через 10 дней с момента согласования такого рода корректив. С учетом географии и масштабов деятельности компании такие сроки сложно выдержать.

Не менее сложный момент – выполнение комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса, который установлен дорожной картой правительства. В ней предусмотрен жесткий норматив – 18% от объема закупок компании должно приходиться на предприятия малого и среднего бизнеса. Предварительно оценивая эту долю, мы понимаем, что цифра будет не менее 30–35 млрд руб.

– Чем грозит невыполнение этого норматива?

– Очень тяжелыми последствиями. Мы будем вынуждены проводить свои закупки по федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который совершенно не приспособлен ни к нашим объемам закупок, ни к объему финансовых средств.

При этом нужно заметить, что выполнение норматива по малому и среднему бизнесу касается и наших дочерних структур, которые также являются субъектами федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Формально мы можем обеспечить выполнение норматива за счет всего лишь нескольких компаний. Однако нам необходимо эффективно закупать для компании, а не стремиться выполнять формальные показатели.

Поэтому президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал поручение всем подразделениям холдинга рассмотреть этот вопрос, с тем чтобы поставить такого рода закупки у малого и среднего бизнеса на системную основу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.01.2015