29-08-16 / 2016
Новости отрасли
Без формальности

За первое полугодие на полигоне Приволжской магистрали было реализовано 129 проектов различной сложности, в стадии внедрения находятся еще 223 проекта.

На Приволжской дороге приняты к реализации более 350 проектов. Александр Смородин, главный инженер Приволжской дороги– Александр Николаевич, а что дали эти проекты?

– Инструментарий бережливого производства помогает осуществлять планомерный поиск и исключение потерь во всех производственных процессах. Так, на станции Сенная завершен мультифункциональный проект "Минимизация потерь при обработке транзитного вагонопотока" с экономическим эффектом 958 тыс. руб., а в Волгоградской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – функциональный проект "Схема стенда по проверке преобразователя интерфейса "Токовая петля" в интерфейс RS-485 (ПИ-8ТП/485)" с экономическим эффектом 127 тыс. руб. Добавлю, что в эксплуатационном вагонном депо Максим Горький тиражируется проект "Процесс подачи вагонов в цех ТОР", который был применен на станции Улан-Удэ Восточно-Сибирской дороги. Региональный Центр фирменного транспортного обслуживания реализовал два мультифункциональных проекта с общим экономическим эффектом около 36 млн руб. Самый крупный из них – "Оказание услуги по перевозке нефтепродуктов по графику ст. Татьянка – ст. Новороссийск". В результате скорость доставки грузов на этом участке выросла на 10%, а простой местного вагона на станции погрузки сократился на 12,6 часа. Заслуживает внимания и наш совместный проект с Северо-Кавказской дорогой "Организация сквозного движения поездов на участке ст. Им. Максима Горького (Волгоград-1) – Сальск". Он позволит исключить остановки грузовых поездов по станции Котельниково, увеличит показатели тонно-километровой работы.

– Какие проблемы при этом пришлось преодолевать?

– Подготовка и реализация проектов зависит от конкретного человека – руководителя оперативной рабочей группы и цели, которую необходимо достигнуть. Если к проекту подойти со всей ответственностью, то затруднений при его реализации не возникнет. Другое дело, сколько на это потребуется сил и времени. Большинство ошибок в ходе реализации проектов возникает из-за нарушений последовательности действий или исключения тех или иных элементов работы. Первоначально, когда только начинали внедрять бережливое производство, руководителями групп назначались главные инженеры, а руководитель предприятия де-юре в этом процессе не участвовал. Но потом было принято решение, что возглавлять рабочую группу должен руководитель подразделения. И это уже дало позитивные результаты.

– Какие принципы закладываются в процесс обучения работников основам бережливого производства?

– Прежде всего овладение современными методами и способами оптимизации производственных процессов на основании технологий lean production. Перед обучаемыми мы стараемся раскрыть все возможности ускорения процессов производства, сокращения времени цикла и минимизации ошибок в работе подразделений. Самым главным и сложным в освоении современных средств изменения технологических процессов стала ломка стереотипа "так было всегда". В первый год реализации программы БП на дороге прошли обучение более 40 работников. Мы понимали, что этого недостаточно, но многие из них организовали обучение внедрению новых технологий на своих предприятиях. К примеру, в 2012 году главный инженер Верхнебаскунчакской дистанции пути Сергей Старцев после окончания курсов БП представил, на мой взгляд, интересный проект "Оптимизация смены рельсов временного восстановления бесстыкового пути при изменении температур". Мы помогли ему в реализации. Сейчас этот человек руководит Верхнебаскунчакской дистанцией пути, и там реализуются шесть проектов улучшений. За шесть месяцев этого года в специализированных организациях прошли обучение еще 49 работников дороги, и это также способствовало тому, что по итогам первого полугодия на ее полигоне принят к реализации уже 351 проект. А по итогам года планируется получить экономический эффект в 64 млн руб.

– Не проявляется ли в подразделениях формальный подход к реализации идей?

– Формальность – это что-то, сделанное для галочки. Такого у нас нет. Не скрою, иногда нарушаются сроки выполнения намеченных мероприятий, но и мы сами, и система проектного мониторинга ежедневно осуществляют контроль за проектами, реализуемыми на полигоне дороги. Кроме того, ежемесячно в соответствии с планом-графиком я выезжаю на предприятия и проверяю ход внедрения технологий БП. По графику проводятся и аудиты (только в первом полугодии их было 33). Каждый акт при этом изучается, и по результатам анализа принимается соответствующее решение. К примеру, я недавно выезжал на Верхнебаскунчакский железнодорожный узел, чтобы рассмотреть реализацию проектов БП на его предприятиях, в том числе в ПМС-196. Эта путевая машинная станция – пионер внедрения новых технологий на дороге. Совместно с оперативной рабочей группой мы на месте рассмотрели проекты улучшений, предложенные к реализации, и дали необходимые рекомендации.

– Расскажите, как вы готовитесь к сетевому конкурсу "Бережливое производство" в ОАО "РЖД"?

– На дороге издано распоряжение, в котором прописан порядок подготовки и проведения конкурса "Лучшее структурное подразделение в программе проектов "Бережливое производство в ОАО "РЖД", сформирована и территориальная конкурсная комиссия для рассмотрения представленных проектов. Наша дорога стремится к стопроцентному охвату предприятий для участия в сетевом конкурсе. В 2014 году коллектив Саратовской дистанции пути занял 3-е место среди представителей путевого хозяйства на сети, в 2015-м коллектив моторвагонного депо Анисовка занял 1-е место среди моторвагонных депо всех дорог. Итоги прошлых лет, когда наши предприятия занимали призовые места, служат отличным примером и доказательством того, что силами работников дороги формируются и воплощаются в жизнь проекты, которые затем высоко оцениваются на всей сети.

– Как, по вашему мнению, можно улучшить процедуру определения победителей конкурса БП?

– Согласно последнему распоряжению ОАО "РЖД" "Об утверждении Положения о конкурсе "Лучшее подразделение в программе проектов "Бережливое производство в ОАО "РЖД", одним из ключевых показателей, влияющих на результаты в номинации "Лучшая железная дорога", стало количество представленных от нее проектов, прошедших в финал. Участники интерактивного голосования своими голосами определяют победителей. Конечно, при принятии решения необходимо руководствоваться едиными критериями, такими как актуальность проекта, необходимость и возможность его реализации в настоящий момент, перспектива тиражирования, сумма эффекта и т.д. Если участники голосования будут руководствоваться этими критериям, то по итогам конкурса будут определены проекты, реализация которых принесет пользу и высокую эффективность для всей сети дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.08.2016