10-06-24 / 2024
Новости отрасли
Бесшовный путь на Юг

Роль межрегиональных и глобальных транспортно-логистических коридоров на примере одного из самых перспективных проектов – МТК Север – Юг – обсудили в ходе круглого стола на ПМЭФ-2024 представители бизнеса и государственного сектора стран БРИКС.

Актуальность создания и значимость альтернативных транспортных маршрутов во всем мире растут. Необходимость дальнейшего формирования новых, устойчивых связей подтверждается высокой динамикой взаимной торговли. В ходе встречи был отмечен рост грузопотока по МТК Север – Юг за 2023 год (относительно 2022-го): перевалка экспортных и импортных грузов в морских портах выросла на 55%, перевозки по железной дороге – на 13,5%, грузопоток в пунктах пропуска на границе России с Азербайджаном – на четверть. В 2024-м за четыре месяца железнодорожным транспортом по коридору Север – Юг было перевезено 4,4 млн тонн, что на 2% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Помимо использования накопленного опыта важно расширять географию перевозок и синхронизировать наши действия с иностранными коллегами, обеспечивать транспортную связь государств", – подчеркнул министр транспорта РФ Роман Старовойт.

ОАО "РЖД" в настоящее время нацелено на развитие трех маршрутов: западного, который связывает Россию с Ираном через Азербайджан, восточного – с выходом на Иран через страны Центральной Азии, транскаспийского. "Каждый из них дает нам возможность отправлять грузы далее в Индию и другие страны Южной Азии, осваивать рынки Персидского залива, Северной, Восточной и Южной Африки, – рассказал первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Павлов. – Расширение БРИКС за счет азиатских и африканских стран резко усиливает важность этого мультимодального коридора для обеспечения крепнущих торгово-экономических связей".

Холдинг со своей стороны совместно с железными дорогами других стран-участниц на протяжении ряда лет предпринимает последовательные шаги по созданию в рамках коридора благоприятных условий в области инфраструктуры и логистики. К примеру, на западном маршруте МТК, где сегодня концентрируется основной грузопоток, создается железнодорожная станция Самур-2 с развитием пункта пропуска Дербент на российско-азербайджанской границе, что позволит выйти на объем перевозок по этому стыку до 20 млн тонн до конца 2027 года.

Развитие получает и восточный маршрут МТК, где отмечается высокая динамика перевозок и уже налажен регулярный контейнерный сервис, частота которого за прошлый год доведена с одного до четырех поездов в месяц.

"В числе наших приоритетов – дальнейший вывод на рынок новых продуктов, в том числе сельхозтоваров, регулярные контейнерные отправки через Иран в Индию, Саудовскую Аравию и ОАЭ, а также обратно. Для повышения привлекательности маршрута договариваемся с партнерами о комплексной тарифной ставке и единых тарифных подходах", – сказал Сергей Павлов.

По инициативе холдинга в этом году в Деловом совете БРИКС создана подгруппа по транспорту и логистике, на сегодняшний день объединяющая представителей уже около 100 российских и иностранных компаний. "Уже проведено четыре заседания подгруппы. Коридор Север – Юг определен в качестве приоритетного. Мы с партнерами работаем над определением основных узких мест, препятствующих развитию нашей торговли", – рассказал Сергей Павлов.

"Перед партнерами стоит задача сблизить нормативные базы стран и сделать логистические маршруты бесшовными", – напомнил советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.

В рамках подгруппы прорабатывается формирование новых инструментов взаимодействия компаний, таких как "Электронная коммуникационная площадка БРИКС. Транспорт", на которой планируют освещать транспортную повестку, делиться идеями и опытом. Помимо этого, для успешной реализации проекта необходимо устранить инфраструктурные и законодательные ограничения.

Резолюция, отражающая консолидированную позицию бизнеса относительно создания постоянно действующей международной конференции, а также формирования отдельной рабочей группы по транспорту и логистике Делового совета БРИКС – единой площадки для обмена мнениями о проблемных вопросах и узких местах при организации перевозок, будет направлена на рассмотрение лидерам стран БРИКС в ходе октябрьского саммита в Казани.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

10.06.2024