24-08-16 / 2016
Новости отрасли
Бережливый «Старт стоп» приглянулся машинистам

В течение нынешнего года 82 комплекта системы автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза САЗДТ поступят в распоряжение ОАО "РЖД" для размещения на маневровых тепловозах ЧМЭ3. Ее использование даст возможность значительно уменьшить до восьми т в год расход дизельного топлива и масла тепловозами с одновременным повышением ресурса работы теплосиловой установки.

По словам одного из разработчиков новой системы, начальника отдела маркетинга ООО "АВП Технология" Дмитрия Волковского, выполненная специалистами этого предприятия конструкция позволяет использовать скрытый резерв в виде сокращения времени работы тепловозов в режиме холостого хода, в том числе и для "самопрогрева". Именно на этом этапе эксплуатации тепловоз, особенно маневровый, не производит полезной работы, попросту находясь в ожидании работы и потребляя ценное топливо. Заодно в атмосферу выбрасывается букет отравляющих веществ и до 10 час. за сутки тепловой энергии. В холодное время года дополнительно появляется потребность прогрева теплоносителей (вода, масло). Такой прогрев осуществляется при работающем дизеле на холостом ходу и, как следствие, влечет за собой увеличение непроизводительного потребления дизельного топлива.

Работавшие с конструкцией машинисты очень скоро окрестили ее как "Старт стоп". САЗДТ осуществляет автоматический запуск дизеля тепловоза при снижении температуры охлаждающей жидкости менее 35 °С, осуществляя контроль за правильностью сборки схемы пуска тепловоза. После запуска дизель работает и греет охлаждающую жидкость. Когда температура достигнет 60 °С, система автоматически останавливает дизель и запускает насосы прокачки воды. Одновременно осуществляется системный контроль тока заряда аккумуляторной батареи и, если температура охлаждающей жидкости нагреется до 60 °С, а батарея потребляет большой зарядный ток, то остановка дизеля произойдет только тогда, когда ток потребления снизится и будет менее 10 А.

Инновационность разработки состоит в использовании емкостных молекулярных накопителей энергии "суперконденсаторов" для надежного облегченного запуска дизеля в автоматизированном режиме. Они, кстати, функционально пригодны и при ручном пуске дизеля – для этого достаточно выбрать соответствующий режим работы системы. Удобство работы с конструкцией придает входящий в ее состав блок речевых сообщений, который выдает информационные и аварийные сообщения.

– Понятно, что использование емкостных молекулярных накопителей энергии продлевает ресурс работы аккумуляторных батарей, – добавляет к сказанному Дмитрий Волковский. –

Теперь батареи работают на освещение, отопление кабины, другие вспомогательные нужды. А самую тяжелую нагрузку – запуск дизеля берет на себя молекуляный емкостной накопитель энергии.

Последние эксплуатационные испытания "Старт стоп" успешно прошел на маневровом тепловозе ЧМЭ3 в депо города Котлас, после чего и был рекомендован специалистами к широкому внедрению на сети дорог ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.08.2016