10-03-25 / 2025
Новости отрасли
Бензин сливает соляру

Нефтепродукты не повезут без очереди по железной дороге

Правительство пока не видит острой необходимости повышать приоритет перевозок нефтепродуктов по железной дороге, перемещая их из шестой в третью категорию очередности. Стимулировать поставки регуляторы готовы при проблемах с вывозом топлива с заводов, создающих риски дефицита. Участники рынка согласны, что очередность сейчас не основная задача. По их данным, существенные проблемы с перевозками нефтепродуктов прежде всего связаны с согласованием ОАО РЖД заявок на вывоз топлива с заводов, приемом грузов к перевозке и выгрузкой биржевым покупателям.

Необходимости повышать очередность перевозок нефтепродуктов по железной дороге пока нет. Об этом сообщил вице-премьер Александр Новак, говоря о предложении перевести перевозки нефтепродуктов из шестой очереди правил недискриминационного доступа (ПНД) в третью. "Такие предложения есть со стороны нефтяных компаний, со стороны Минэнерго, - пояснил он. - Они рассматриваются с учетом действующих ПНД. Eсли будут проблемы со снабжением и вывозом нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, что будет влиять на внутренний рынок и на дефицит производства, в свою очередь, это будет влиять на цены. Тогда, естественно, мы будем, как в прошлом году, обеспечивать приоритетный вывоз". Сейчас такой острой необходимости нет, заявил господин Новак.

В прошлом году присвоение с марта нефтепродуктам третьей категории приоритета в рамках действовавших тогда временных правил очередности на железных дорогах (с 1 января заменены ПНД) привело к увеличению их перевозок - как оценивало ОАО РЖД при вводе этой меры, на 2,7 млн тонн. Но, поскольку увеличение отгрузки нефтяных грузов, в отличие от экспорта угля из Кузбасса, не санкционировано указом президента, на третью категорию в рамках ПНД эти грузы рассчитывать не могут.

В январе 2025 года на сети ОАО РЖД погружено 17,6 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% меньше, чем годом ранее, сообщала монополия. При этом, уточняет собеседник "Ъ" в отрасли, на фоне низкой базы января 2024 года прирос экспорт в восточном направлении. В феврале перевозки топлива заметно просели. По данным ОАО РЖД, погрузка нефти и нефтегрузов сократилась в прошлом месяце на 9,9%, до 15,5 млн тонн. Впрочем, при приведении февраля високосного 2024 года к 28 дням снижение не такое резкое (6,7%). По данным "Ъ", среднесуточная погрузка нефтяных грузов в феврале была на 4% хуже, чем в январе, и на 9%, чем в феврале 2023 года. Экспорт сократился еще сильнее - на 7% и на 14% соответственно.

Очередность волнует производителей нефтепродуктов не в первую очередь, говорит один из операторов, работающих в сфере их транспортировки. Так, в конце января несколько компаний сообщали об отказе ОАО РЖД в приеме нефтепродуктов с НПЗ к перевозке или задержках с отгрузкой (см. "Ъ" от 13 февраля). Источник "Ъ" в нефтяной отрасли напоминает, что НПЗ из-за высокой стоимости резервуарных емкостей и незначительного размера резервов крайне чувствительны к вывозу и даже суточный сбой может привести к критическим последствиям.

Сегодня основные проблемы, рассказывает собеседник "Ъ" в транспортной отрасли, во-первых, в согласовании формы на перевозку грузов ГУ-12. "С первого раза ОАО РЖД ничего не согласовывает", - говорит он, добавляя, что сегодня нефтяники вынуждены просить ОАО РЖД о согласовании в качестве дополнительных тех планов, которые раньше были постоянными. Во-вторых, указывает источник "Ъ", даже согласование ГУ-12 ничего не значит: если погрузка превышает технический план, ничего не повезут. Нет четких сроков приема вагонов к перевозке, продолжает собеседник "Ъ": вагоны погружены, а ОАО РЖД их к перевозке не принимает. В-третьих, имеет место затоваривание на станциях выгрузки у грузополучателей биржевых торгов: по-прежнему нет рабочего механизма, исключающего скопление вагонов на выгрузке. Другой источник "Ъ" в отрасли замечает снижение в последнее время аппаратного веса представителей нефтяного сектора относительно ОАО РЖД: "Там, где раньше нефтяники уверенно требовали, сейчас они могут только просить".

В ОАО РЖД поясняли, что перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле, а основная причина невыполнения плана - непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям. Февральское снижение погрузки монополия в целом связывала с изменением конъюнктуры товарных рынков. Погрузка нефтяных грузов, отмечали в ОАО РЖД, сократилась на фоне перераспределения заявок между производственными площадками нефтяных холдингов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.03.2025