09-01-23 / 2023
Новости отрасли
Белоруссия планирует в 2023г полностью восстановить экспорт калийных удобрений - вице-премьер

Белоруссия планирует в 2023 году объемы экспорта калийных удобрений на досанкционном уровне, заявил первый вице-премьер республики Николай Снопков.

"Белоруссия ожидает рост объемов продаж калийных удобрений на традиционных рынках и в новых регионах Африки и Латинской Америки, куда они будут продаваться, минуя американских и европейских посредников. Таким образом, планируется по итогам 2023 года выйти на уровень объема поставки калийных удобрений в 2019-2022 годах", - сказал Снопков после совещания у белорусского президента Александра Лукашенко. (Цитата по госагентству БелТА).

"Рынки наши удобрения берут. Традиционные рынки берут с нарастающей", - подчеркнул Снопков, напомнив, что отказываются от белорусских удобрений США и Евросоюз. "Но это (ЕС и США - ИФ) не такие большие объемы, которые смогли бы нам ухудшить ситуацию по продажам", - считает он. По его словам, "в 2023 году будут налажены прямые поставки калийных удобрений из Белоруссии в страны Африки и Латинской Америки, раньше поставки шли через трейдеров, соответствующие проработки уже имеются".

Кроме того, в Минске рассчитывают на рост физических объемов поставок в связи с ожидаемым снижением мировых цен на хлоркалий. "В связи с высоким ростом цены, естественно, уменьшились объемы потребления, в том числе калия, на традиционных рынках. (. . .) Мы (ожидаем - ИФ) снижение цены, в следующем году она будет более-менее справедливая - на калийном рынке это $420-450 за тонну. Соответственно мы ожидаем, и это подтверждается нашими переговорами, рост объемов (поставок - ИФ)", - сказал вице-премьер.

Он также напомнил, что после запрета на перевалку белорусских грузов через прибалтийские порты (в основном хлоркалий и нефтепродукты - ИФ) "на первый план для Белоруссии вышла российская портовая инфраструктура".

"Сегодня мы обеспечиваем портовой инфраструктурой весь необходимый экспорт Белоруссии - на 80% это нефтепродукты и калийные удобрения. У нас достаточно портовой инфраструктуры, чтобы вывозить весь объем экспортируемого продукта", - подчеркнул Снопков.

По его словам, белорусскую сторону устраивают условия и по тарифам, и по стоимости перевалки. "Развивать дальше (собственную портовую инфраструктуру - ИФ) возможно, если это интересно с экономической точки зрения. В принципе, порт как бизнес-модель - прекрасно. Это экономически эффективный продукт. Я думаю, что мы будем рассматривать дальше и формировать новые портовые возможности уже белорусского национального порта со всеми вытекающими возможностями и перспективами", - отметил Снопков.

Ранее Минтранс Белоруссии сообщал, что Белоруссия экспортирует свою продукцию через 19 российских портов. В прошлом году между странами подписаны два базовых соглашения о перевалке нефтепродуктов и внешнеторговых грузов, в том числе калийных, азотных удобрений, продукции металлургии и деревообработки.

Белоруссия в связи с западными санкциями лишена возможности экспортировать товары, в том числе калийные удобрения, через балтийские порты. Литва с 1 февраля 2022 года перестала принимать поезда из Белоруссии с калийными удобрениями, следовавшими в направлении порта Клайпеды - крупнейшего перевалочного узла при экспорте белорусских удобрений. Через Клайпедский порт на суда ранее погружалось 10-11 млн тонн удобрений "Беларуськалия" в год. Удобрения "Беларуськалия" составляли в Литве около 20-25% всех перевозимых по железным дорогам грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.01.2023