05-06-18 / 2018
Новости отрасли
Белкомур нашел кредитора

Евразийский банк развития ЕАБР профинансирует строительство железнодорожной магистрали Белкомур через кредит в объеме 278 млрд руб.

Финансировать проект готов ЕАБР. Соответствующее соглашение, в котором определен размер кредита и закреплены финансовые обязательства, ЕАБР и ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" подписали 30 мая.

По словам статс-секретаря ЕАБР Андрея Крайнего, оценка проекта проведена в августе прошлого года экспертами Центра стратегических разработок и в декабре представлена в правительство. Не исключено, что эта сумма впоследствии будет корректироваться, так как банк не ставит задачу полностью профинансировать проект. Однако у ЕАБР есть широкий набор инструментов для организации финансирования, в том числе и синдицирование кредита, когда он предоставляется заемщику двумя и более банками. Партнеры будут привлекаться из банковского сектора стран – членов ЕАБР и других государств.

"ЕАБР – это в первую очередь институт развития. Наш банк не нацелен на быстрое получение прибыли, главный показатель работы – успешная реализация сложных, многоэтапных проектов с долгим периодом окупаемости, но при этом обеспечивающих мультипликативное, подчеркну, синергетическое возрастание эффективности. В данном случае речь идет о десятилетней истории. Проект "Белкомур" полностью соответствует таким задачам. Его реализация даст толчок к развитию 60 населенных пунктов в Архангельской области, Республике Коми и Пермском крае. Строительство новых участков железной дороги позволит диверсифицировать логистические маршруты, связывающие порты Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска с трансъевразийскими коридорами, в том числе с выходом на Южный Урал", – рассказал "Гудку" Андрей Крайний.

Напомним, проект "Белкомур" существует более 20 лет, когда было создано одноименное акционерное общество, хотя сама идея построить магистраль, которая соединит промышленные районы Урала с Белым морем, относится к 1912 году. Его реализацию тормозила неопределенность со статусом и финансированием. Только в 2008 году "Белкомур" включили в Транспортную стратегию России до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. На тот момент предполагалось привлечь средства Инвестиционного фонда России, однако через два года правительство приняло решение оптимизировать бюджетные расходы фонда и проект остался без инвестиций. Поэтому правительства Коми, Архангельской области и Пермского края подготовили новую концепцию его реализации на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств частных инвесторов.

В настоящий момент правительство Коми выставило на аукцион 40,8% акций ОАО "МК "Белкомур" (см. справку). Пока пакет не продан.

Финансовую модель проекта, которую одобрило правительство, сформировали только в 2013 году. Общая сметная стоимость оценивалась тогда в 176 млрд руб., из которых 140 млрд руб. – на строительство новых объектов и 36 млрд руб. – на реконструкцию имеющихся участков при условии реализации проекта в варианте концессии. В прошлом году проект рассмотрен федеральными министерствами и ведомствами, в частности Минтрансом, и, получив ряд замечаний, ждет одобрения правительства.

Как уточнил генеральный директор ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Владимир Щелоков, ЕАБР готов выступить в качестве ключевого банка в рамках синдицированного кредита, потому что самостоятельно предоставить такой объем средств ему довольно сложно.

"Сейчас нам предстоит определиться с инвестором, который будет брать кредит, так как финансовая схема предусматривает, что он станет вкладывать в проект 20% собственных или заемных средств и 80% – это кредитные деньги, которые в данном случае ЕАБР перекрывает с лихвой. Но вопрос о потенциальном инвесторе пока остается открытым не потому, что их нет, наоборот, их несколько. Есть позиция ЕАБР, что банк готов кредитовать проект. Схемы реализации как минимум две. Первый вариант – кредитовать инвестора, который войдет в капитал и возьмет на себя основное инвестирование. Второй – вхождение в консорциум банков, если будет выбрана не концессия, а специальный проектный контракт", – говорит Владимир Щелоков.

В зоне внимания руководства "Белкомура" китайская China Poly Group Corporation, которая еще раньше заявляла о готовности войти в проект, и этот интерес не пропал. Кроме того, ведутся переговоры с еще одним иностранным и двумя российскими инвесторами, но информация о них пока не разглашается. По словам Владимира Щелокова, на эту часть работы в запасе есть полтора-два месяца до рассмотрения проекта межведомственной рабочей группой по железнодорожному транспорту при Правительстве РФ. Экспертам нужно представить уже готовое концессионное соглашение, которое будет готовиться под конкретного инвестора. Предварительно его оценит Минтранс, совещание в ведомстве запланировано провести в конце июня. "Если правительство подтвердит, что проект необходим государству, то к 2023 году по этой дороге поедут поезда", – отметил гендиректор "Белкомура".

По мнению губернатора Архангельской области Игоря Орлова, с подписанием соглашения, в котором ЕАБР предложил свои услуги в качестве финансового оператора, проект заметно продвинулся вперед. "Строительство железнодорожной магистрали по маршруту Соликамск – Сыктывкар – Архангельск является основой комплексного проекта промышленного развития Севера и Урала России. По предварительным оценкам, Белкомур позволит реализовать более 40 крупных промышленных проектов, а это более 750 млрд руб. инвестиций. Кроме того, с Белкомуром синхронизирован и проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск", – сообщил "Гудку" Игорь Орлов.

Он также отметил, что реализация проектов позволит кардинально ускорить социально-экономическое развитие не только Архангельской области, но и ряда соседних регионов.

Справка "Гудка"

Проект "Белкомур" – это строительство железнодорожной магистрали протяженностью 1161 км Соликамск – Сыктывкар – Архангельск, реализуемое на условиях государственно-частного партнерства. Ее провозная способность – 35 млн тонн грузов в год. Крупнейшие участники – администрации Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Доля Коми – 48,32%, Архангельской области – 19,81%, Пермского края – 9,42%, у других участников – 22,45%. Оператор проекта – ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур". Уставный капитал общества составляет 1322 млрд руб. Компания владеет двумя лицензиями на добычу инертных стройматериалов на двух месторождениях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.06.2018