30-05-17 / 2017
Новости отрасли
Белкомур нашел инвестора

Совет Федерации рекомендовал правительству принять проект и финансовый план строительства железной дороги Соликамск – Архангельск Белкомур. Он будет внесен в правительство в октябре-ноябре 2017 года. Общая стоимость проекта оценивается в 251,5 млрд руб., и все деньги на строительство даст китайский инвестор.

Магистраль от Урала в порты Северо-Запада должна окупиться за 30 лет. Как сообщил на специальных слушаниях по проекту "Белкомур" в Совете Федерации первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области Артем Алсуфьев, общая длина маршрута составит 1,1 тыс. км, из них 712 нужно будет построить, остальное реконструировать.

"Железная дорога рассчитана на пропуск 35 млн тонн груза в год по направлению к портам Северо-Запада, – говорит Артем Алсуфьев. – Ее стоимость составляет 251,5 млрд руб. в ценах 2016 года, при этом 95,8 млрд руб. – это государственная поддержка, которая должна будет выделяться в период с 2023 по 2043 год. На период строительства государственные средства не требуются, поскольку китайская компания Poly International Holding подтвердила свою готовность полностью финансировать работы".

Концессионная схема рассчитана на 30 лет работы, с 2023 по 2052 год. В течение этого срока концендентом проекта выступает Росжелдор, а ОАО "РЖД" будет оператором перевозок, ответственным в том числе и за сбор провозной платы. Уже с 2035 года прогнозируется превышение объемов сбора провозной платы над выплатами концендента. В целом до 2052 года, за 30 лет эксплуатации, государство получит в виде доходов 80,3 млрд руб. Кроме того, в четырех субъектах Федерации будет создано 40 новых предприятий с 45 тыс. рабочих мест. После окупаемости инвестиций и достижения определенного уровня дохода к 2052 году железная дорога будет передана в собственность ОАО "РЖД".

Грузовая база проекта состоит из минерального сырья, удобрений, нефтяных и лесных грузов, контейнеров. Все это обеспечат предприятия Урала и Западной Сибири. При этом 60% – это перераспределение уже имеющихся грузопотоков на Северо-Запад, а 40% – вновь привлеченные. Привлекать грузы будут за счет сокращения расстояния до Архангельска на 850 км и новых возможностей реконструированного глубоководного порта Архангельск, инвестирует в который все та же китайская Poly International Holding. Китайцы намерены зарабатывать за счет тарифа на железной дороге и стоимости перевалки в порту Архангельска, что серьезно добавит рентабельности проекту строительства самой железной дороги. Но порт Архангельск – это отдельный проект, организационно не связанный с Белкомуром.

"Цифры перспективных грузопотоков по Белкомуру действительно реалистичны, – говорит генеральный директор Института экономики и транспорта ОАО "РЖД" Федор Пехтерев. – Однако при этом нужно понимать, что железная дорога ждать не может, мы также занимаемся усилениями направлений, строительством Северного широтного хода, поэтому в перспективе грузопотоки по Белкомуру могут измениться".

Проект "Белкомур" существует уже 20 лет, однако до сих пор заинтересованные регионы не могли сформировать финансовый план, который бы гарантировал окупаемость в обозримые сроки, и найти инвесторов.

Тем не менее Федор Пехтерев считает, что у этого проекта большой потенциал в плане переключения грузопотока с портов Прибалтики. Сейчас начинает возрастать грузопоток в порты Северо-Запада, однако порт Усть-Луга, так же как и порт Мурманска, имеет ограниченную пропускную способность. В то же время в порты Прибалтики сейчас направляется 43–44 млн тонн российских грузов, и здесь Архангельск сможет сыграть положительную роль для экономики страны.

Генеральный директор ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" (ее акционеры Республика Коми, Пермский край, Мурманская и Архангельская области) Владимир Щелоков сообщил, что с концессионным предложением компания выйдет в правительство в октябре-ноябре этого года.

"Мы прошли предварительное согласование по проекту с китайской компанией, но до тех пор, пока на уровне Правительства России не будет официально заявлено, что этот проект нам нужен, денег китайские инвесторы не дадут", – говорит Владимир Щелоков.

Китайская компания Poly International Holding является ядром крупнейшей китайской государственной корпорации China Poly Group Corporation с активами более $70 млрд. Компания входит в топ-500 крупнейших компаний мира и является многопрофильным холдингом, который занимается машиностроением, добычей полезных ископаемых, металлургией, строительством, инновациями и международной торговлей.

По словам Владимира Щелокова, в конце апреля председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение вице-премьеру Аркадию Дворковичу составить план-график прохождения проекта. Этот план составлен и сейчас находится на подписи в правительстве. Там предполагается, что проектирование нового пути начнется уже в следующем году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.05.2017