22-05-14 / 2014
Новости отрасли
Базовый компонент

Опросы грузовладельцев вновь убедительно показали, что существенное улучшение качества услуг на рынке железнодорожных перевозок невозможно без решения инфраструктурных проблем.

Результаты исследования, выполненного в январе – марте 2014 года в рамках проекта «Индекс качества», позволяют смело охарактеризовать сложившуюся ситуацию как «рынок покупателя». Оценка стоимости услуг, находясь в середине зоны «хороших» отметок (50–75 баллов), демонстрирует устойчивый рост. Это представляется значимым, так как цена – показатель, который рассматривать позитивно клиентам обычно свойственно менее всего.

Оценка наличия вагонов – на твердую пятерку. Причем из месяца в месяц параметр стабильно растет, приближаясь уже к 90-балльному уровню (а это максимум за всю историю исследования среди всех 13 параметров, включенных в расчетную базу Индекса качества).

Все это, безусловно, позитивные факторы. Однако необходимо обратить внимание на то, что оценки технического состояния вагонов, в каком бы временном интервале они ни рассматривались, не характеризуются ни столь убедительной динамикой, ни сопоставимым абсолютным уровнем. То же самое можно сказать о подаче вагонов по графику, соблюдении сроков доставки.

Таким образом, налицо высокий и продолжающий расти уровень количественного предложения вагонного парка и, соответственно, относительно низкая стоимость его предоставления под перевозку при гораздо более скромных собственно качественных показателях – подачи вагонов по графику, технического состояния подвижного состава, скорости доставки груза и др.

Это означает, что необходимо уделять большее внимание именно качественным характеристикам услуг в области грузовых железнодорожных перевозок, повышению клиентоориентированности. Такой подход особенно важен с учетом мнения многих грузоотправителей о более высокой клиентоориентированности автомобильного транспорта и ухода туда с железных дорог части перевозок, причем, как правило, высокодоходных.

Особо следует отметить, что уровень традиционных «аутсайдеров» среди оцениваемых в рамках проекта «Индекс качества» показателей (соблюдение сроков доставки и развитие инфраструктуры) в первом квартале 2014 года еще несколько ухудшился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Сейчас он находится уже довольно близко от черты, разделяющей зоны «хороших» и «удовлетворительных» оценок (то есть около линии в 50 баллов). Есть все основания говорить о том, что эти показатели взаимосвязаны. Очевидно, что без решения инфраструктурных проблем невозможно обеспечить высокую скорость и надежность доставки товаров.

Наблюдаемая негативная тенденция указанных показателей в условиях относительно невысокого спроса на рынке свидетельствует о том, что даже сокращение перевозок не снижает актуальность задачи развития железнодорожной инфраструктуры. Она требует последовательного и энергичного решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.05.2014