26-11-24 / 2024
Новости отрасли
Базовые элементы развития

Пленарная дискуссия "Эффективная транспортная система. Ключевые элементы" была одним из главных мероприятий XVIII Международного форума-выставки "Транспортная неделя". Масштабная трансформация отрасли, которая происходит в настоящий момент, и вызовы будущего стали ключевыми темами заседания.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Встречу открыл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, на развитие отрасли до 2030 года в рамках национального проекта "Эффективная транспортная система" в следующие шесть лет направят около 1 трлн руб. Из них более половины зарезервировано в проекте федерального бюджета на ближайшие три года.

Здесь речь идет о строительстве опорной сети железных дорог, в том числе высокоскоростных магистралей, о создании морских портов, аэродромов, пунктов пропуска.

Развитие железных дорог в ближайшем будущем и модернизация пунктов пропуска через границу укрепят торговые связи с зарубежными партнерами России, считает Михаил Мишустин. "Необходимо модернизировать пункты пропуска через границу, в том числе внедрив там практику оформления документов в электронном виде. Особенно это касается приоритетных участков, где пропускную способность железнодорожных пограничных переходов требуется расширить более чем в два раза, – добавил он. – Также по поручениям президента РФ Владимира Путина увеличиваются мощности Восточного полигона, азово-черноморского и северо-западного направлений, коридора Север – Юг".

Успешное выполнение этих задач будет способствовать увеличению перевозок по международным транспортным коридорам, которые к 2030 году должны вырасти не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года, считает премьер-министр.

ПЕРЕВЕЗТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров отметил, что выполнение майских указов президента России является главной задачей, стоящей перед холдингом. Среди них – к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт на две трети по сравнению с 2023 годом, экспорт зерновой продукции и перевозку по транспортным коридорам – в 1,5 раза относительно показателей 2021 года. Он подчеркнул, что поручения, ранее поставленные президентом РФ перед холдингом, а именно развитие Восточного полигона, решаются и выполняются точно в срок. По результатам текущего года провозная способность Восточного полигона достигнет 180 млн тонн. Более того, перед холдингом уже поставлена задача к 2030 году выйти на 210 млн тонн, а к 2032-му – на 270 млн тонн.

В целом на Восточном полигоне сегодня продолжается прирост объемов перевозок. Так, в прошлом году по взаимодействию с КНР холдинг вышел на показатель 161 млн тонн (прирост на 30%).

В этом году тренд продолжился – объемы перевозок через погранпереходы на Восточном полигоне и транзитом через Казахстан растут.

По итогам 10 месяцев текущего года показатель грузовых перевозок РЖД снизился на 4,2% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года по объективным и субъективным причинам. Так, например, в южном направлении везется меньше грузов, что напрямую связано с поставленной задачей увеличить пассажирские перевозки, в том числе и в Крым.

С этой задачей холдинг справляется. Об этом свидетельствуют показатели пассажирских перевозок. Так, на 12 ноября пригородными поездами перевезен 1 млрд человек и 108 млн пассажиров – в дальнем следовании. "По итогам года надеемся, что установим 15-летний рекорд – выйдем за 1,2 млрд пассажиров", – спрогнозировал глава холдинга "РЖД".

Помимо сокращения грузопотока в южном направлении Олег Белозеров отметил еще одну причину, почему наблюдается спад погрузки. Это неурегулированность между бизнес-партнерами. "По итогам года мы предполагаем снижение чуть менее 4%, но в 2025-м выйдем с дополнительными объемами", – заверил Олег Белозеров.

БУДУЩЕЕ ЗА КОНТЕЙНЕРАМИ

Возвращаясь к теме несырьевого экспорта, глава холдинга сообщил, что в соответствии с указами президента дополнительно нужно будет вывезти 89 млн тонн. И добавил, что эти грузы транспортируются прежде всего в контейнерах. Холдингу придется изменить структуру перевозок по всем направлениям – перевозить больше продукции с высокой добавленной стоимостью, что будет развивать экономику страны. "Предполагаем, что в зависимости от объемов могут немножко сократиться перевозки сырьевых энергетических грузов, которые нужно будет дорастить", – спрогнозировал он.

Это мнение поддержал председатель совета директоров ГК "Дело" Сергей Шишкарев: "Контейнерные перевозки – драйвер развития транспорта. Грузы в контейнерах должны ехать именно по железной дороге, в этом году контейнерные перевозки демонстрируют устойчивый рост".

По оценке ГК "Дело", показатель железнодорожных перевозок контейнеров по итогам 2024 года увеличится примерно на 7% год к году и составит более 8 млн ДФЭ. Перевалка в портах также вырастет на 12%. "Если бы баланс между контейнерным экспортом и импортом был соблюден и мы могли увеличить их перевозки в восточном направлении примерно на 30-35%, то отправки несырьевого экспорта принесли бы дополнительно около 4 млрд руб.", – добавил Сергей Шишкарев. 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

26.11.2024