26-11-17 / 2017
Новости отрасли
Банк оценил маршрут

Грузам порекомендовали отдельные тарифы.

Всемирный банк определил условия для развития потенциала грузоперевозок и транзита по коридору Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Азербайджану и Грузии придется постараться.

Финансовая организация в рамках технической помощи готовит исследование на эту тему, которое будет готово к декабрю 2018 года. Как сообщил глава представительства Всемирного банка в Азербайджане Навид Нагви, предстоит выявить препятствия, которые могут возникнуть на участке коридора от Каспийского до Черного морей и предложить мероприятия, которые необходимо реализовать правительству Азербайджана и Грузии для повышения логистического потенциала и конкурентоспособности грузоперевозок.

Напомним, официальное открытие БТК состоялось в Баку 30 октября 2017 года. Одновременно по новому маршруту отправился состав, сформированный из тридцати 20-футовых контейнеров с казахстанским тарированным зерном (600 тонн) из Кокшетау до турецкого порта Мерсин. Первоначально стоимость проекта в 2007 году составляла $422 млн, однако к моменту открытия БТК достигла $10 млрд. На первом этапе эксплуатации коридора планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и 1 млн пассажиров. На втором, после подключения к проекту стран Центральной Азии и Китая, ожидается, что объемы могут вырасти до 17 млн тонн груза и 2 млн пассажиров в год.

Представитель банка отметил, что по предварительным результатам анализа БТК способен объединить Китай и Западную Европу, тем более с учетом того, что 16% китайского экспорта приходится на страны Западной Европы. Коридор связывает Азербайджан и Грузию с Китаем, Казахстаном и другими странами региона. И он может стать важным компонентом китайской инициативы "Один пояс – один путь". Но грузоперевозчики, которые в настоящее время работают через другие маршруты, отдадут предпочтение БТК только в том случае, если им будут предоставлены выгодные тарифные условия и качественные транспортные и логистические услуги.

Однако в настоящий момент это невыполнимая задача. Как сообщил "Гудку" специалист по работе со СМИ компании ADY Express ("дочка" Азербайджанской железной дороги) Ильхам Абдулов, пока тариф на перевозку грузов для коридора не определен. По этой причине с момента открытия БТК, кроме первого тестового поезда с зерном, ни одного состава по всему маршруту не проследовало. Решение может быть найдено в лучшем случае до конца ноября или в конце текущего года.

Между тем Академия государственного управления при президенте Азербайджана рассчитала, что в первые годы минимальный доход республики от транзита составит до $50 млн. Однако прогноз пока не оправдывается, и магистраль пустует.

Кроме того, считают эксперты банка, необходимо обеспечить эффективную работу грузинских портов Поти и Батуми, управление пограничными пунктами, а также сообщение между Бакинским международным морским торговым портом и железными дорогами, управление логистической цепью в Грузии и Азербайджане.

Чтобы обеспечить развитие маршрута, Азербайджан, Грузия и Турция в настоящий момент создают самостоятельную компанию, которая будет обслуживать коридор, сообщил "Гудку" эксперт исполнительного комитета координационного транспортного совещания СНГ Чингиз Измайлов. Она должна также обеспечить общее руководство железнодорожных и морских частей коридора, как это сделал Казахстан. Порт Актау передан под транспортно-логистическое управление АО "НК "Казахстан темир жолы" как часть мультимодального хаба, включающего также приграничные участки Достык и Хоргос. Логично, если так же сделают Азербайджанская и Грузинская железные дороги в отношении портов Баку, Поти и Батуми, состыковав общие участки для вагонов и судов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.11.2017