Реконструкция Восточного полигона остается стратегически важной задачей, достижение которой расширяет возможности для переключения экспорта на новые рынки и создает необходимые условия для дальнейшего освоения Дальнего Востока. Несмотря на то, что этот проект является одним из наиболее капиталоемких в инвестпрограмме РЖД, российским экспортерам мощностей БАМа и Транссиба по-прежнему не хватает.
Модернизация завершилась… и продолжилась
На состоявшемся в феврале 2025 года правлении ОАО "РЖД" официально объявлено о завершении второго этапа модернизации Восточного полигона с достижением целевого параметра провоза грузов к портам и пограничным переходам Дальнего Востока в объеме 180 млн т ежегодно (этот грузопоток не предусматривает импорт, а также внутренние перевозки). Возможности инфраструктуры по итогам первого этапа не превышали 144 млн т. За последние годы на БАМе введено немало двухпутных вставок и вторых главных путей, станций и разъездов, объектов электроснабжения, локомотивного хозяйства и пр. Только на Дальневосточной магистрали в прошлом году работы велись на более чем 160 объектах, что стало рекордом по масштабу строительства. По всему полигону было занято около 15 тыс. строителей.
По итогам модернизации пропускная способность участка Лена – Таксимо должна достигнуть 36 пар грузовых поездов в сутки, Таксимо – Новая Чара – 37, Новая Чара – Тында – 38, Тында – Улак – 23, Улак – Февральск – 33, Февральск – Новый Ургал – 35, Новый Ургал – Комсомольск – 31, Комсомольск – Ванино – 53 пары.
Между тем на некоторых объектах, предусмотренных вторым этапом модернизации, работы еще продолжаются. В монополии дают понять, что это не повлияет на реализацию потенциала по вывозу 180 млн т грузов, однако насколько достижима сейчас провозная способность по отдельным направлениям БАМа и Транссиба, "РЖД-Партнеру" комментировать не стали.
"Актуализированные нормативноправовые нормы в области обеспечения строительства позволяют открывать рабочее движение [на путях, разъездах] с безусловным обеспечением безопасности до полного окончания строительства объекта. В этом году на уже открытых объектах БАМа и Транссиба строительство будет продолжено, эти работы не влияют на организацию движения на полигоне", – заверили в РЖД.
В частности, реконструируется участок Нерюнгри – Бестужево (Тында), от которого зависит отправка угля с месторождений на юге Якутии. В прошлом году здесь открылось движение поездов через обновленный разъезд Якутский и новый разъезд на перегоне Могот – Гилюй. Сегодня работы затрагивают станцию Беркакит, разъезд на перегоне Оборчо – Окурдан, двухпутные вставки Нагорная-Якутская – Аям и Могот – Рихард Зорге.
В Приморском крае на участке Рязановка – Сухановка ведется строительство второго пути. Это главный на сегодня лимитирующий перегон однопутной линии Барановский – Хасан, примыкающей к Транссибу. Поскольку путь здесь проходит через перевал, движение грузовых составов в одном направлении пока осуществляется с подталкивающей тягой. Уже в другом направлении тепловоз-толкач возвращается резервным локомотивом, занимая одну из ниток графика, что нерационально при растущем поездопотоке.
Отметим, перспективы этого участка связаны с увеличением грузо потока в адрес сухопутного погранперехода Камышовая – Хуньчунь (объем перевозок должен возрасти до 8 млн т ежегодно) и портов Посьет, Славянка, Зарубино.
О том, что стройка продолжается по объектам второго этапа, подтвердили в ГК "Нацпроектстрой" (за два последних года группа компаний расширила под вторые пути более 970 км на БАМе). В частности, на Байкало-Амурской магистрали идут работы на перегоне Чепсары – Монгохто, где подрядчикам предстоит обустроить более 4,6 км снегоудерживающего барьера. На участке Чебангда – Буреинск в финальной стадии сейчас возведение 7 мостов, ведется благоустройство.
Тем временем на станции Комсомольск-Сортировочный строится транзитный парк "Д". Общая готовность объекта составляет больше 65%. В Тынде под укладку путей подготовлен новый транзитный парк "Т", будет расширена четная и нечетная горловина действующих приемо-отправочных парков.
Извечный дефицит В любом случае возможностей инфраструктуры не хватает. Ситуацию усугубляет продолжающаяся с 2022 года трансформация внешнеэкономической логистики, которая привела к повышенному спросу на восточное направление. В настоящий момент немалая часть участков БАМа и Транссиба остается с высоким уровнем загрузки.
Сегодня перевозки по Восточному полигону обеспечивают не более 60% от законтрактованных объемов продукции, свидетельствует председатель комиссии Госсовета по международной кооперации и экспорту, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. По его словам, непросто приходится отправителям на Северо-Западе. "Все губернаторы, которые представляют западную часть Арктики, подтвердят, что провести грузы по железной дороге через Восточный полигон крайне проблематично. Это естественная история, никто в этом не виноват, все работают на пределе. Но объективно есть физическое количество грузов, которое только и можно провести", – констатирует А. Цыбульский. И полагает, что это долгосрочный тренд.
Дефицит пропускных способностей на востоке негативно влияет на такую бюджетообразующую отрасль, как угледобывающая промышленность. В Иркутской области обеспокоены, что за первые два месяца 2025 года объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении сократились на 45%. Похожая ситуация складывается и в Хакасии. Гарантию от РЖД по экспортным отправкам топлива на этот год получила только Кемеровская область.
"При значительных запасах угля и других твердых полезных ископаемых регионы сталкиваются с ограничениями инфраструктурного характера, влияющего на объем экспорта. Так, по предварительным прогнозам, вывоз угля из Хакассии в 2025 году может составить всего 4 млн т. Это значительно ниже потенциала региона и требует принятия дополнительных решений по развитию логистики, рынков сбыта", – подчеркивает сенатор Александр Жуков. С конца прошлого года угольщики Хакасии начали отгружать экспортные грузы на запад. Между тем это не компенсирует экспортерам потери по Восточному полигону. Цены на энергоноситель на внешних рынках падают, а более сложная логистика через порты Юга и Северо-Запада еще сильнее сказывается на рентабельности. Прямой убыток для региональных предприятий от отправки 1 т угля в западном направлении составляет 800 руб., который необходимо компенсировать экспортом на восток. Только при таком балансе можно сохранять безубыточную деятельность.
Проблемы возникают и с отгрузкой металлургической продукции. Груз в направлении Восточного полигона есть, но отправки организованы плохо, считает председатель комиссии Ассоциации "Русская Сталь" по транспорту – замначальника управления логистики ПАО "ММК" Михаил Щербинин. Металлы, добавляет он, в списке приоритетной продукции далеко не на первых позициях, хотя меткомбинаты – предприятия непрерывного цикла. Этот статус нормативно не отражен, чтобы изменилась ситуация с очередностью отправок металлов. "Исходя из этого мы не понимаем, почему у нас не забирают груз третьего [тарифного] класса. Не выходят трубы, не выходит металл по предъявлению", – сетует М. Щербинин.
Наряду с проблемами Восточного полигона нельзя не отметить факта вовлечения в хозяйственный оборот новой сырьевой базы. Например, одним из драйверов роста местных перевозок на БАМе стало ООО "Антрацит ИнвестПроект", которое с сентября 2023 года приступило к отправке угля, добываемого на Сыллахском месторождении в Якутии. Погрузка организована на станции Талума, и по итогам 2024 года грузоотправителем погружено 1,18 млн т топлива, которое направлялось в сторону погранпереходов с КНР и в порт Находка.
Увеличивает отправки сырья ООО "Огоджинская угольная компания" с Сугодинско-Огоджинского разреза в Амурской области. За 2024 год данной компанией на станции Февральск погружено 1,4 млн т угля, в том числе на экспортные направления. Запуск в эксплуатацию горнообогатительного комбината на базе Малмыжского медного месторождения в Хабаровском крае также влияет на динамику погрузки. Отправки начались в июле 2024 года со станции Селихин.
За неполный год они составили 186,6 тыс. т. Примечательно, что в 2022 году возобновилась добыча на Куранахском ильменит-титаномагнетитовом месторождении в Амурской области (погрузка осуществляется на станции Олекма). АО "БайкалоАмурская горнорудная корпорация" модернизировало производство, увеличив производственную мощность рудника. Погрузка концентрата в 2024 году составила 664 тыс. т с приростом к 2023-му в 2,2 раза. Компания в основном отправляет свою продукцию в Китай через погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Нижнеленинское – Тунцзян.
Развитие на новом витке В текущем году программа модернизации Восточного полигона выходит на третий по счету этап. По плану необходимо построить более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т. д.) Стоит задача превратить БАМ в полноценную двухпутную магистраль. На сегодняшний день на ДВЖД ведется проектирование объектов по очередному этапу, при этом на 8 из них начаты подготовительные работы. За последнее время получено положительное заключение экспертизы по строительству вторых путей и вставок на участках Новый Ургал – Комсомольск и Комсомольск – Ванино, реконструкции станций Февральск и Верхнезейск.
Инвестиции в третий этап суммарно оцениваются в 3,7 трлн руб. "Самый дешевый был первый. Там было большое количество объектов – почти 1,1 тыс. – но в стоимостном выражении это меньше 700 млрд руб. Второй этап – уже более капиталоемкие вещи (около 1,1 трлн руб. – Прим. ред.), а то, что осталось на сегодня, это самые дорогие, тяжелые мероприятия", – объяснял ранее заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Макаров.
К третьему этапу относятся такие крупные сооружения, как новые Северомуйский, Кодарский, Кузнецовский тоннели, а также второй мост через Амур у Комсомольска. Тоннеле строители готовы самостоятельно привлечь банковские средства в их строительство при условии, что РЖД в течение 10 лет после сдачи объектов будут с учетом процентов возвращать деньги с прибыли от перевозки грузов. Как уточнил представитель ДВЖД, к настоящему моменту по мосту у Комсомольска выполняются инженерно-геодезических изыскания, по Кузнецовскому тоннелю изыскания завершены, ведется разработка и согласование основных проектных решений. Что касается новых Северомуйского и Кодарского тоннелей, то относительно текущего состояния работ по этим объектам ВСЖД не информирует.
В 2025 году на модернизацию БАМа и Транссиба предусмотрено 116,9 млрд руб., тогда как в 2023-м отводилось 250 млрд, в 2024-м – 336 млрд руб.
Стоит сказать, что инвестиции в Восточный полигон превышают вливания в другие стройки РЖД. Для сравнения, на проект Центрального транспортного узла в 2025 году запланированы 67,2 млрд руб., высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург – 46 млрд руб.
По словам близкого к РЖД источника, снижение финансирования по Восточному полигону можно объяснить тем, что по многим объектам в текущем году в основном намечены проектные работы, тогда как финал второго этапа, пришедшийся на 2024 год, охватил большую часть строек с монтажом, пусконаладкой дорогостоящего технологического оборудования (например, микропроцессорной системой управления движением поездов оснащено 62 станции).
В любом случае, продолжает он, в стадии реализации остается такой капиталоемкий проект, как электрификация линии Волочаевка-2 – Комсомольск – Ванино, сдача которой в свое время была перенесена на 2026 год. Здесь устанавливаются опоры контактной сети, идет монтаж cамонесущего изолированного кабеля для ЛЭП, прокладывается кабель по устройствам СЦБ и связи. На участке Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный раз- вернуто строительство пяти тяговых подстанций (разъезд № 21, Эльбан, Комсомольск, Джелюмкен, Литовко), а на участке КомсомольскСортировочный – Ванино – семи (Кун, Кумтэ, Эльдиган, Аксака, Оунэ, Джигдаси, Тумнин). Как проинформировали в ГК "Нацпроектстрой", на линии Волочаевка – Комсомольск – Ванино установлено 19 тыс. опор и предстоит установить еще более 18 тыс., смонтировать 1,3 тыс. км контактной подвески и 600 км воздушных линий.
Между тем уже появлялась информация о том, что инвестпрограмма Российских железных дорог на ближайшую пятилетку может быть заметно сокращена, и проект реконструкции БАМа и Транссиба не избежит секвестра. В РЖД тему о возможных корректировках третьего этапа и темпах финансирования не комментируют, но подтверждают неизменность планов – к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн т, а к 2032-му – до 270 млн т (в дальнейшем прирост мощностей должно обеспечить открытие трех больших тоннелей и моста через Амур).
Эксперты не исключают, что по третьему этапу может возникнуть некая пауза из-за нехватки средств, в то же время необходимо понимать, какие виды грузов обеспечат дальнейшую загрузку Восточного полигона, принимая во внимание высокую волатильность сырьевых товаров на мировых рынках.
Сейчас видны перспективы по увеличению экспортных перевозок удобрений, зерна, черных металлов, говорит первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. Конечно, в сравнении с углем это, возможно, не столь существенный объем транспортировки, вместе с тем это согласуется с задачей государства увеличивать вывоз несырьевого экспорта как продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В Приморском крае предлагают искать альтернативные источники финансирования Восточного полигона. К 2030 году за счет увеличения доставки импорта в контейнерах госбюджет может получить порядка 7 трлн руб. таможенных платежей, говорит зампред краевого правительства Николай Стецко. Эти деньги по рассмотрению федеральными органами власти могут быть направлены в дорогостоящие, но важные для российской экономики проекты. В их числе – строительство третьего пути между Хабаровском и Владивостоком и обходного участка Смоляниново – Находка.
В 2025 году на модернизацию БАМа и Транссиба предусмотрено 116,9 млрд руб., тогда как в 2023-м отводилось 250 млрд, в 2024-м – 336 млрд руб. Для сравнения, на проект Центрального транспортного узла в 2025 году запланированы 67,2 млрд руб., высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург – 46 млрд руб. справка В 2024 году по ДВЖД во всех видах сообщения перевезено 221 млн 481 тыс. т различных грузов (на 1,7% больше, чем в 2023-м), в том числе почти 147 млн т – в направлении пограничных переходов и портов Приморского края. При этом непосредственно погрузка магистрали составила 76,1 млн т (+2,6%).
В структуре основных номенклатур погружено: каменного угля – 36,1 млн т, нефти и нефтепродуктов – 8,6 млн т, лесных грузов – 2,7 млн т, строительных грузов – 3,1 млн т, руды железной и марганцевой – 3 млн т, грузов в контейнерах – 2,5 млн т, цемента – 1,3 млн т, черных металлов – 875 тыс. т. цитата "Приоритетом по-прежнему остаются перевозки в восточном направлении.
Завершение мероприятий по развитию инфраструктуры, строительству, расширение масштабов применения инновационных решений в технологиях перевозок позволяют достичь по итогам 2025 года целевого показателя провозной способ ности Восточного полигона по контрольному сечению в 187 млн т". Олег Белозеров, генеральный директор ОАО "РЖД" Дефицит пропускных способностей на востоке негативно влияет на такие бюджетообразующие отрасли, как угледобывающая промышленность. В Иркутской области обеспокоены, что за первые два месяца 2025 года объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении сократились на 45%. Похожая ситуация складывается и в Хакасии
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
22.04.2025 |