25-12-22 / 2022
Новости отрасли
БАМ нуждается в дополнительной электроэнергии

Модернизация Восточного полигона предусматривает строительство дополнительной генерации и нескольких тысяч километров электросетей вдоль трасс Вчера исполнилось ровно 20 лет, как завершилась электрификация Транссибирской магистрали. В результате удалось повысить скорость движения и увеличить массу поездов. Работы продолжались почти 74 года, и до сих пор Транссиб остается самой протяженной электрифицированной магистралью на планете. Эксперты полагают, что электрификация Байкало-Амурской магистрали может дать сопоставимый эффект. Электрификация последнего участка Транссиба Свиягино – Губерово (175 км) на Дальневосточной железной дороге завершилась 25 декабря 1999 года, в тот же день по нему прошел первый электровоз. Планы ОАО "РЖД" по расширению БАМа и Транссиба до пропускной способности 180 млн тонн к 2024 году потребуют строительства дополнительной генерации и нескольких тысяч километров электросетей вдоль трасс. Как рассказал "Гудку" президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, в настоящее время на Транссибе ведутся работы по модернизации системы энергоснабжения – это подстанции и источники внешнего снабжения электроэнергией. "С учетом текущих потребностей холдинга на Транссибе объем получаемой энергии ограничен. Необходима модернизация энергосистемы, которая позволит водить поезда большего веса и с меньшим интервалом времени", – отметил эксперт. В марте 2021 года завершилась комплексная электрификация южного ответвления Транссиба Карымская – Забайкальск общей протяженностью 365 км, соединяющего Транссиб и погранпереход Забайкальск – Маньчжурия на границе с Китаем. Электрификация позволила заменить тепловозы на более экологичные электровозы. С открытием сквозного движения поездов на электротяге пропускная способность линии составит 110 пар поездов в сутки с прежних 50-60 пар. Сегодня, когда транспортные логистические потоки развернулись на восток, в полной электрификации нуждается и Байкало-Амурская магистраль, на которой электровозы ходят лишь от Тайшета до Таксимо (это примерно треть от общей протяженности БАМа). Сейчас на Таксимо происходит фактически перелом веса: приходит электровоз, который ведет состав весом 6,3 тыс. тонн или более тяжелый, а дальше на восток тепловоз может повести только 5,8 тыс. тонн. Приходится отцеплять "лишние" вагоны, что ведет к потере пропускной способности и времени. Электрификация позволит заметно увеличить провозную и пропускную способность БАМа, за счет перехода на электротягу уменьшится энергоемкость перевозок и заметно снизится углеродный след от железнодорожных перевозок. По словам советника генерального директора "Балттранссервиса" Владимира Прокофьева, вопрос электрификации нужно рассматривать с точки зрения долгосрочной перспективы. Если сегодня грузы развернулись на восток надолго и при этом будет расти товарооборот со странами Юго-Восточной Азии, то необходима и полная электрификация БАМа, и модернизация энергетической инфраструктуры Транссиба. Однако ранее, в 2021 году, Минэнерго оптимизировало схему энергоснабжения Восточного полигона под потребности второго этапа модернизации (схема на 2022-2028 годы была принята 28 февраля 2022 года). Как говорили тогда "Гудку" в Минэнерго, схема внешнего электроснабжения Восточного полигона предполагает отказ от строительства новых тепловых электростанций в Советской Гавани (260 МВт) и на юге Приморского края (280 МВт) в пользу модернизации Приморской ГРЭС (без изменения установленной мощности с увеличением числа часов ее использования до 6500 часов) и расширения Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт. "Таким образом будет достигнута экономия затрат на строительство генерирующих объектов. При этом в связи с отказом от строительства новой ТЭС в Советской Гавани потребуется сооружение третьей цепи ВЛ 220 кВ Комсомольск – Селихино – Ванино. Итоговая экономия, по предварительным оценкам, составит более 30 млрд руб.", – говорил один из чиновников министерства. Однако эта схема не предполагает строительства новых энергомощностей, которые необходимы для электрификации районов Восточного БАМа. Минэнерго сверстало и предварительный план по строительству генерации для электрификации третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. Реализация проекта БАМ-3 с расширением пропускной способности до 210 млн тонн запланирована после 2024 года. В части электрификации для этого, по расчетам министерства, потребуется еще 1,8 ГВт новой мощности к 2030 году, но с другой стороны, это потребует и пересмотра уже утвержденного в феврале плана, который был нацелен только на второй этап модернизации. Сейчас вопрос упирается в поиск средств, которые необходимы для того, чтобы подготовить инфраструктуру Восточного БАМа для электрификации. В декабре в ходе своего выступления в Совете Федерации заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак отметил, что инвестиции Группы "Россети" на электрификацию второго этапа расширения Восточного полигона могут составить 200 млрд руб. и будут финансироваться за счет собственных средств компании. В ходе второго этапа запланировано семь мероприятий по крупному сетевому строительству, это чуть более 2 тыс. км высоковольтных линий электропередачи. По его словам, в настоящее время отмечается проблема дефицита источников финансирования проектов "Россетей". Так, министерство прогнозирует дефицит на уровне 225 млрд руб. до 2026 года, 170 млрд руб. из которых – на Восточный полигон. В настоящий момент идет поиск источников финансирования. "С одной стороны, принято решение о повышении платы и индексации тарифов на электроснабжение, в том числе в магистральном сетевом комплексе, который является основным источником финансирования для реализации проектов Восточного полигона. Вместе с тем прорабатываем вопросы предоставления особых условий займов или дополнительного финансирования из бюджета, или займов из ФНБ", – добавил заместитель министра.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.12.2022