27-05-14 / 2014
Новости отрасли
БАМ и Транссиб тяжелеют

Мегапроект РЖД по модернизации БАМа и Транссиба будет пересмотрен - пропускная способность магистралей вырастет на 75 млн. т в год. Но дополнительных денег на это государство не даст Пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти к 2018 г.

минимум до 75 млн. т, говорится в протоколе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое состоялось 19 мая. Пропускная способность должна вырасти для перевозки дополнительных 20-39,3 млн. т угля из Кузбасса.

Программу увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба (Восточный полигон) правительство утвердило в 2013 г. По этому документу к 2018 г. эти магистрали должны обеспечивать перевозку 55 млн. т в год. На это планировалось потратить 562 млрд. руб., из них 150 млрд. - деньги ФНБ, 150 млрд. - средства федерального бюджета, а 262 млрд. руб. должна вложить сама монополия.

Но после аудита программы развития магистралей, который проводила Deloitte, выяснилось, что РЖД не учла объемы грузов, которые пойдут к портам Дальнего Востока из Кузбасса. РЖД попросила у государства еще 16 млрд. руб., чтобы увеличить пропускную способность дороги, соединяющей БАМ и Транссиб с Кузбассом. Обсуждалась также возможность привлечения денег грузоотправителей, говорит топ-менеджер одной из компаний.

Но правительство в итоге решило пойти другим путем - увеличить нормативный вес поезда на БАМе и Транссибе.

Целевой показатель нагрузки на ось для грузовых вагонов, работающих на Восточном полигоне, - 25 т, максимальный вес поезда - 7100 т (сейчас - 5000-6000 т), говорится в протоколе совещания у Дворковича. Вес поезда может быть и больше - РЖД и Минтрансу также поручено провести испытания поездов на 8300-9100 т. Вагоны с нагрузкой на ось в 25 т - инновационные вагоны, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Чтобы перевезти 75 млн. т грузов в год, нужно около 80 000 новых инновационных вагонов, подсчитал он. По данным эксперта, ТВСЗ в прошлом году произвел 11 000 таких вагонов, УВЗ - 6000. Железнодорожные операторы сейчас не могут себе позволить массово обновлять парк - ставки на перевозку такие, что они работают на грани рентабельности, отмечает Бурмистров. На обновление парка им потребуется 3-4 года.

Дворкович поручил Минтрансу и Минэкономразвития вместе с РЖД до 4 июня представить предложения по финансированию закупок локомотивов для работы на Восточном полигоне, исходя из дефицита источников финансирования РЖД.

Речь идет о том, чтобы частные операторы могли сдавать локомотивы в аренду РЖД, поясняет один из участников совещания. Обсуждается и тарифная скидка для грузов, которые будут возиться по БАМу и Транссибу к дальневосточным портам, а также возможна скидка за инновационные вагоны, говорит источник в РЖД (представитель монополии от комментариев отказался).

На совещании у Дворковича решили «признать целесообразность проработки второго этапа развития Восточного полигона - для увеличения объемов перевозок грузов с европейской части России к портам Дальнего Востока», говорится в протоколе совещания. Какая пропускная способность у этих магистралей будет по результатам второго этапа развития, не раскрывается.

Ранее Институт экономики и развития транспорта оценил по заказу монополии стоимость второго этапа развития Восточного полигона в 464,7 млрд. руб., большую часть которых (433,2 млрд) должно выделить государство, а 31,5 млрд. - средства монополии.

Поддержка государства

Дворкович поручил Минфину обеспечить господдержку в 41,2 млрд. руб. из 150 млрд, предусмотренных в федеральном бюджете для финансирования развития БАМа и Транссиба, говорится в протоколе совещания у Дворковича.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости27.05.2014