09-09-22 / 2022
Новости отрасли
БАМ: грузовая база расширяется, пропускная способность пока ограниченна

Уголь, руда, зерно

В частности, на ВЭФ состоялась церемония запуска угольного разреза "Сыллахский", расположенного на границе Амурской области и Якутии с примыканием к ст. Талума. Правда, первый объем угля здесь планируется добыть в IV квартале 2022 года. Инвестиции в горнодобывающий комплекс, который создает компания "АнтрацитИнвестПроект", оцениваются в 25 млрд руб.

В дальнейшем, как ожидается, разрез выйдет на проектные параметры с объемом добычи порядка 6,5 млн т. Угольная продукция пойдет как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны Азии.

Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, АО "Байкало-Амурская горнорудная корпорация" и Союз китайских предпринимателей в России заключили соглашение о сотрудничестве по поставкам титаномагниевого и ильменитового концентратов с Олекминского горно-обогатительного комбината в Амурской области.

Фактически речь идет о расконсервации месторождения цветной руды. Ранее выпускаемый здесь концентрат шел на экспорт, в частности, через железнодорожный погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР). Однако несколько лет назад падение мировых цен на металлургическое сырье сделало невыгодным производство на этом руднике.

Теперь конъюнктура становится более благоприятной, о чем свидетельствует интерес китайской стороны. В 2022-2023 гг. планируется произвести и отгрузить на ст. Олекма около 1,5 млн т продукции.

Кроме того, 6 сентября состоялась церемония открытия Забайкальского зернового терминала (входит в группу компаний "Новый сухопутный зерновой коридор") ежегодной пропускной способностью до 8 млн т. Сельхозпродукция сюда будет направляться из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока, что также повлияет на загрузку инфраструктуры дорог Восточного полигона.

При этом компании, реализующие в ДФО проекты, подтверждают свои прежние намерения. Так, в 2023 году начнет экспортировать продукцию "Удоканская медь", сообщил председатель совета директоров, генеральный директор USM Еркожа Акылбек.

Месторождение расположено в 30 км от ст. Новая Чара. "Мы изначально разрабатывали этот проект в расчете на экспорт в страны АТР, в первую очередь в Китай, который является крупнейшим потребителем меди в мире – более 50%", – сказал Е. Акылбек.

На первом этапе перевозки составят 600 тыс. т, в дальнейшем будут варьироваться в пределах 1,2-1,5 млн т ежегодно. В то же время дефицит провозных мощностей Восточного полигона, отмечает Е. Акылбек, согласно данным Минвостокразвития, увеличится вдвое по отношению к заявкам грузоотправителей в течение ближайших лет. "Это большая проблема, надеюсь, государство и транспортные компании будут работать над этим", – резюмировал генеральный директор USM.

Восточный полигон отработает

Нельзя сказать, что развитие БАМа и Транссиба не претерпело существенных изменений за последний период. За счет модернизации в рамках I этапа развития Восточного полигона с 2013 по 2021 год пропускная способность заметно выросла на большинстве направлений Байкало-Амурской магистрали. Это линия Хани – Тында (произошел рост с 11 пар до 23 пар грузовых поездов в сутки), Штурм – Тында (с 11 до 20), Тында – Верхнезейск (с 12 до 18), Улак – Февральск (с 13 до 17), Февральск – Новый Ургал (с 11 до 18), Новый Ургал – Постышево (с 12 до 22), Постышево – Комсомольск (с 12 до 20), Комсомольск – Ванино (с 18 до 27). Реализация II этапа (до в 2025 г.) должна еще увеличить пропускную способность грузонапряженных участков – в зависимости от того или иного направления она возрастет на 16-46%. В целом в адрес портов и погранпереходов ДФО экспорт должен возрасти до 180 млн т.

Программа III этапа развития находятся в стадии проработки. На ВЭФ-2022 говорилось о необходимости ориентироваться на экспортные перевозки объемом более 300 млн т ежегодно. РЖД, как известно, ориентируются на другие цифры.

Основанием для развития инфраструктуры является перспективная грузовая база, сценарии которой проработаны АО "Институт экономического развития транспорта". Одним из них предусмотрено увеличение грузовых перевозок к 2030 году до 210 млн т ежегодно. К 2035-му грузопоток, согласно прогнозу ИЭРТ, может достигнуть 240 млн т. Некоторые представители региональных властей, грузоотправители и стивидоры уверены, что этого явно недостаточно.

По различным оценкам, страна недополучает от нерасширения Восточного полигона порядка 2 трлн руб. в год, говорит первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства АО "Газпромбанк" Павел Бруссер.

По его мнению, развитие БАМа и Транссиба экономически особенно выгодно в новых геополитических реалиях. "Проект окупается и обслуживает частные и государственные инвестиции на приемлемом сроке. Этот проект, по различным оценкам, приносит в бюджеты разных уровней порядка 714 млрд руб. и создает более 150 тыс. рабочих мест на горизонте 5-10 лет. Этих цифр достаточно, чтобы согласиться, что этот проект выгоден, в то время когда мы вынуждены заниматься переориентацией с запада на восток определенных групп товаров", – заключил П. Бруссер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер09.09.2022