21-07-14 / 2014
Новости отрасли
БАМ-2 и вопросы экспертизы проекта

По поводу дискуссий о целесообразности модернизации БАМа. Если подходить концептуально, то сама жизнь дала ответ на вопрос, нужно или не нужно достраивать эту магистраль. Судите сами: рост объемов грузоперевозок в дальневосточные порты РФ составляет до 24 ежегодно, к настоящему моменту необходимые пропускные способности ж/д инфраструктуры в этом направлении практически исчерпаны.

Тот факт, что сегодня БАМ начинает свою вторую жизнь после длительного периода стагнации и неуверенности, – заслуга руководства нашей страны. Президент и правительство приняли по этому вопросу соответствующее и очень своевременное решение. Развитие проекта БАМ-2, а также исполнение поручений по его финансированию взято главой государства под личный контроль, о чем я сам попросил его во время прямого телемоста из Тынды, где мы на днях торжественно отмечали 40-летний юбилей магистрали и старт нового проекта. Считаю, что участие президента страны в данном мероприятии является фактором исключительно знаковым, подчеркивающим стратегическую важность, которую он придает началу модернизации БАМа и Транссиба. Со мной рядом находились все четыре руководителя субъектов РФ, по территориям которых проходят БАМ и Транссиб. И я очень признателен им за понимание значимости работы, проводимой ОАО «РЖД», и за ту моральную поддержку, которую они оказали своим присутствием.

С проектом БАМ-2 мы (РЖД) прошли буквально через «чистилище» экспертиз и публичных оценок, на мой взгляд, даже несколько избыточных. Когда проект подвергается всестороннему анализу – это нормально и правильно, но во всяком деле должен быть органический смысл. В случае с БАМом и Транссибом (как и со всеми инвестпроектами ОАО «РЖД») все делается по максимуму. Помимо государственной (профессиональной межотраслевой) экспертизы, прохождения через «Открытое правительство», получения заключений технологического и ценового аудита, было решено провести еще и общественную, публичную экспертизу проекта. Государство вправе это делать. Хотелось бы только, чтобы круг независимых экспертов определялся не их личными связями в высоких кабинетах, а репутацией признанных авторитетов в данной области. В противном случае этот процесс превращается в публичные обучения основному предмету людей малосведущих в сфере ж/д транспорта, что отнимает много времени. Для нас это проблема, учитывая очень жесткие сроки проекта. С другой стороны, сам факт того, что государство, хотя и «тренируясь» на нас, планирует таким образом запустить процесс создания центров независимой экспертизы, отраден. Подобные институты, к сожалению, были утеряны с развалом СССР, и в их восстановлении отечественная экономика очень нуждается. На самом деле мы уже привыкли, что на РЖД отрабатываются самые передовые технологии и в области управления экономикой, и в области общественного контроля, поэтому, когда кто-то пытается навешивать на нас ярлык закрытой и нетранспарентной структуры, он грешит против истины. Именно на примере ОАО «РЖД» государство имеет возможность продемонстрировать (и делает это!), что держит процессы финансово-хозяйственной деятельности госмонополии не только в поле своего контроля, но и в поле зрения всей общественности. Это верное политическое решение, хотя для меня как президента компании оно не всегда рационально и эффективно с точки зрения оперативного управления хозяйствующим субъектом.

Адрес блога главы ОАО «РЖД»:

http://v-yakunin.livejournal.com/

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.07.2014