09-12-15 / 2015
Новости отрасли
Балка вместо рельсов

"Мечел" так и не начал, как планировал, поставлять рельсы РЖД. На новом стане компания пока производит больше строительной балки, которая дешевле рельсов

    "Мeчeл" потратил $750 млн. на строительство универсального рельсобалочного стана в Челябинске (запуск был в 2013 г.). На этом стане можно делать до 1,1 млн. т балки или рельсов в год. Для этого компания построила полный производственный цикл - от выпуска конвертерной стали до конечной продукции. В июле 2015 г. "Мечел" получил сертификат на поставку РЖД 100-метровых рельсов. Тогда же гендиректор "Мечела" Олег Коржов говорил, что компания готова произвести и поставить для железнодорожной монополии 140 000-150 000 т рельсов до конца года, если сторонам удастся договориться о цене. Но договориться не удалось, утверждает источник, знакомый с ходом переговоров.

 Мы продолжаем вести переговоры с РЖД о поставке рельсов, отметил представитель "Мечела", представитель РЖД сказал, что в 2015 г. у компании рельсы они не покупали: "Это связано с тем, что "Мечел" только в III квартале получил сертификат на рельсовую продукцию".

    "РЖД предлагает цену, аналогичную цене на рельсы Evraz, однако "Мечел" эта цена не устраивает, так как Evraz получает скидку на перевозку сырья и рельсов, а также скидки на рельсовый лом, который РЖД поставляет компании", - говорит источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон.

Подтвердить это не удалось. Коммерческие переговоры о поставке рельсов представители РЖД и "Мечела" комментировать отказались.

 РЖД закупает рельсы только у Evraz. За 2015 г. РЖД купила 617 000 т рельсов, из них 47 500 т – 100-метровых, говорит представитель монополии (РЖД планировала купить 600 000 т, в 2014 г. закупки были больше - 830 000 т).

 В январе Evraz инициировал переговоры о повышении цены на рельсы на 10%, но чем они увенчались, стороны не говорили. "Сейчас Evraz поставляет РЖД рельсы, исходя из формулы цены", - отметил представитель Evraz, какие параметры используются в формуле, он не назвал. В мае Evraz получил скидку в 6% на перевозки своих грузов внутри России, следует из материалов РЖД.

Скидка действует до конца года только для отправления грузов со станций Новокузнецка и Нижнего Тагила (обслуживают предприятия Evraz) и только при перевозке определенных объемов (12,5 млн. т металлопродукции, 18 млн. т железной и марганцевой руды, а также 20,2 млн. т коксующихся углей).

Сколько эта мера помогла сэкономить Evraz, представитель компании отвечать отказался. Представители РЖД и Evraz не стали говорить, ведут ли компании переговоры о продлении скидки на 2016 г. Ведет ли "Мечел" переговоры с РЖД о предоставлении аналогичных с Evraz преференций, представитель "Мечела" не сказал.

 Сейчас "Мечел" на рельсобалочном стане производит балку и рельсы, балка составляет 90% производства, говорит представитель "Мечела". Балка востребована на строительном рынке, а рельсы поставляются крупным промышленным холдингам. Компания продолжает сертификацию рельсов для поставок Deutsche Bahn, идет сертификация рельсов для Евросоюза.

 Тонна балки в среднем стоит около 30 000 руб., если Evraz поставляет РЖД рельсы в среднем по 33 000 руб. (данные на основании производственного отчета за первое полугодие), говорит Андрей Третельников из RMG, "Мечелу" будет невыгодно поставлять по такой цене рельсы. Если бы "Мечел" в июле договорился с РЖД о цене на 6% выше, то поставки 150 000 т рельсов до конца года принесли бы "Мечелу" 5,25 млрд. руб. Сопоставимое количество балки "Мечел" может продать за 4,5 млрд. руб.

 При надлежащем обосновании "Мечел" может подать заявление в ФАС о том, что их права ущемляют, рассуждает юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк: из-за скидки РЖД себестоимость рельсов у Evraz ниже, чем у "Мечела".

Представитель "Мечела" комментировать перспективы обращения в ФАС отказался.

 Как выбрать рельсы До сих пор единственным российским поставщиком РЖД остается Evraz. С появлением нового игрока РЖД будет определять поставщиков между ними "в соответствии с долгосрочными договорами", сказал представитель РЖД. В последний раз РЖД проводила аукцион по закупкам рельсов в 2007 г., следует из данных сайта tender.rzd.ru.у

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости09.12.2015