01-07-21 / 2021
Новости отрасли
Баланс ищут в Сибири

В Новосибирске обсудили логистику и узкие места отправки грузов на восточном направлении

Постоянный диалог ОАО "РЖД" и грузоотправителей позволит находить взаимовыгодные решения в условиях дефицита пропускных способностей. К такому выводу пришли участники первой стратегической сессии транспортно-логистической конференции "PRO//Движение.Сибирь". Центральной темой дискуссии стал поиск баланса интересов в логистике сибирских регионов. Инфраструктурные ограничения, при которых пока одни едут, другие стоят, усложняют эту задачу. Проблемы обостряются вместе с ростом погрузки, который сам по себе является позитивным трендом.

Как сообщил заместитель генерального директора компании – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, "в последние месяцы мы фиксируем прирост, позволяющий оптимистично смотреть в будущее. Если изначально мы ставили перед собой задачу увеличить погрузку по итогам нынешнего года на 1,6%, то теперь прогнозируем прирост в 3,3%. Нам вполне по плечу "догнать" 2019 год по объемам погрузки".

Сибирь во многом формирует этот тренд – отсюда грузы идут без перегрузки в Китай, Монголию, Азербайджан, Турцию. А такой транспортный продукт, как "Зерновой экспресс", уже давно стал привычным. Именно свежие транспортные продукты, новые технологические решения и клиентоориентированный подход позволяют привлекать грузоотправителей и удерживать их на железнодорожном транспорте.

По словам начальника Западно-Сибирской дороги Александра Грицая, сегодня договорная работа с абсолютным большинством партнеров магистрали ведется в электронном виде. "Помимо этого предложение более гибких тарифов и в большей степени различного подвижного состава значительно упрощает доступ к железнодорожным перевозкам владельцев самых разных грузов. Западно-Сибирская уже давно перестала быть угольной магистралью – мы фиксируем серьезный рост погрузки руды, металлолома, нефтехимии, грузов в контейнерах и, конечно, сельхозпродуктов", – подчеркнул он.

Разумеется, вопрос развития инфраструктуры общего пользования не остается без внимания компании.

"ОАО "РЖД" реализует большую инвестпрограмму, способную удовлетворить потребности всех грузоотправителей и в конечном итоге устранить эту своеобразную конкуренцию за наши провозные способности", – заверил Алексей Шило.

В свою очередь, директор по логистике ООО УК "Сибантрацит" (крупнейший российский экспортер металлургических углей) Михаил Умрихин отметил, что его компания понимает, что строительство и модернизация инфраструктуры требуют средств, которые холдинг получает от грузовых перевозок, поэтому не просит скидок у ОАО "РЖД".

Зачастую барьерными местами выступают места погрузки и выгрузки, а это уже ответственность самих грузоотправителей и грузополучателей. Так, индивидуальный предприниматель Уахит Сулейменов, занимающийся перевозкой зерна на экспорт, инвестировал собственные средства в развитие терминалов и на станции погрузки Карбышево-1, и в Новороссийске, где груз уходит в порты. Таким образом, имея также свои элеваторы и вагоны и плодотворно сотрудничая с РЖД, он смог "закольцевать" свой груз на маршруте Карбышево-1 – Новороссийск. "В прошлом году мы получили государственную субсидию для перевозок в восточном направлении. Срок доставки груза зерновым экспрессом из Омского региона во Владивосток в 10 дней нас вполне устроил, а вот о возврате порожних вагонов таким же экспрессом мы пока не смогли договориться".

И.о. заместителя гендиректора по перевозкам ООО "Газпромтранс" Рустем Гарипов отметил, что для грузоотправителя прогнозируемость сроков доставки важнее тарифной составляющей. В начале года со станции Копылово отправился первый скоростной грузовой поезд с продуктами химического производства в Финляндию. В конечный пункт – на станцию Хамина – поезд прибыл менее чем через шесть суток вместо нормативных 11,5. Как отметил Гарипов, для реализации этого проекта была крайне важна активная вовлеченность всех участников. Антти Пурсиайнен, директор по продажам в России и СНГ VR Group Ltd (государственная железнодорожная компания Финляндии), подтвердил, что воплощение в жизнь этого транспортного продукта потребовало готовности от финской стороны. В частности, незадолго до этого VR Group Ltd вложилась в обновление тягового подвижного состава, что устранило еще один барьер.

Учредитель ООО "Татарскзернопродукт" Сергей Соколов рассказал о транспортно-логистическом проекте, воплощенном в этом году. Речь идет о перевозках зерна со станции Татарская в Турцию без перегрузки на другие виды транспорта. Срок доставки составил порядка 12 суток, что вдвое быстрее по сравнению с традиционной отправкой груза Черным морем. "Транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс существует с советских времен, но политические причины не давали ранее его использовать. Во многом на осуществление перевозки повлияла большая заинтересованность в ней турецких партнеров", – отметил он.

Еще один транспортно-логистический тренд – контрейлерные перевозки. В данном случае можно говорить не столько о получении сиюминутной прибыли, сколько о работе на перспективу и "зеленой" повестке". "В Европе к выбросам углекислого газа относятся как к товару, который имеет стоимость, – подчеркнул генеральный директор DB Schenker, кластер Россия/Евразия Айварс Тауриньш. – Так, выбросы от одной поездки фуры из Новосибирска в Москву в конечном итоге обходятся налогоплательщикам в 40 тыс. руб. А если учесть также урон автодорогам, вред от создаваемого шума и т.д., то это более 100 тыс. руб. Поэтому будущее, безусловно, за контрейлерными и в целом железнодорожными перевозками".

"В России экологическая ответственность будет только возрастать, и контрейлерные перевозки в конце концов станут очень востребованными. В связи с этим мы уже сегодня работаем над созданием площадок, готовых работать с контрейлерами, закупкой соответствующего подвижного состава и разработкой системы тарифов, приемлемых для этого вида перевозок", – заявил Алексей Шило.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.07.2021