06-07-17 / 2017
Новости отрасли
Азбука развития

Некоммерческое партнерство сделало ставку на трансферт передовых технологий. Сергей Палкин, вице-президент НП "ОПЖТ" 10 лет назад на повестку дня встал вопрос об ускоренном технологическом обновлении предприятий транспортного машиностроения. Слабость отраслевого управления, отсутствие устойчивой межотраслевой кооперации, технологическая отсталость требовали создания эффективного интегратора. Эту роль и взяло на себя Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники".

Это был 2007 год, в стране начался экономический подъем, и стал расти спрос на перевозки. Но для них в рыночных условиях нужны были более совершенные локомотивы, грузовые вагоны и другая техника. А железнодорожное машиностроение в то время находилось в упадке. На площадке ОПЖТ мы стали обсуждать и находить решения самых актуальных вопросов. Большую роль сыграла "Белая книга" ОАО "РЖД", которая определила главные направления инновационного развития железнодорожного транспорта на длительную перспективу. Для производителей это стало важным ориентиром. Они теперь знали, какая продукция будет востребована, могли смело брать кредиты и развивать свои производственные мощности, поскольку были уверены, что инвестиции окупятся. Кстати, эта простая азбука развития до сих пор не находит понимания в государственном отраслевом управлении. Нет таких публичных документов в других секторах экономики, следовательно, нет и ориентиров для бизнеса.

Уже в самом начале деятельности мы смогли убедиться в технологической отсталости нашей промышленности по ряду направлений: коммутационной и преобразовательной аппаратуре, трансформаторам и электромашинам, проводниковой и полупроводниковой, подшипниковой и редукторной продукции. А тяговые двигатели и дизели морально устарели.

И ОПЖТ стало одним из инициаторов трансферта передовых зарубежных технологий. В первую очередь мы наладили контакты с Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE), заключили договор о сотрудничестве и приняли участие в формировании стандарта IRIS, чтобы повысить качество железнодорожной продукции. Кроме того, нам удалось наладить сотрудничество с целым рядом крупных европейских производителей – Siemens, Alstom, AnsaldoBreda и т.д. На их площадках мы обучали наших машиностроителей, и в первую очередь тому, как управлять качеством. В Германии, Франции, Италии были проведены обучающие семинары, которые способствовали вовлечению наших специалистов в процесс трансферта технологий.

Запомнилось крупное совещание в Москве. Мы пригласили более 60 владельцев среднего и малого бизнеса из Германии, Голландии и Франции. А с нашей стороны в нем участвовали 80 представителей среднего и малого бизнеса в сфере железнодорожного машиностроения, которые к тому времени уже были членами ОПЖТ. За три дня работы было подписано 38 протоколов о намерении создать совместные предприятия, из них 21 проект был вскоре реализован.

Все это принесло свои плоды. Взять хотя бы Новочеркасский электровозостроительный завод. Когда мы впервые туда приехали с Валентином Александровичем Гапановичем, то увидели разрушенные цеха, разбитые стекла – завод просто погибал. А сегодня это флагман отечественного машиностроения, одним из его акционеров является Alstom. Там применяются сегодня самые передовые технические решения и выпускают современные локомотивы.

Никогда прежде не было локомотивостроения на Урале. "Синара" стала членом ОПЖТ, и был построен завод "Уральские локомотивы". Теперь это совместное производство с компанией Siemens. Урал поставляет на сеть мощные локомотивы постоянного тока и электропоезда "Ласточки", которые "кружат" не только на МКЦ в Москве, но и осваивают другие направления. Это тоже результат трансферта передовых технологий.

Все это и позволило сделать такой большой шаг в техническом перевооружении и развитии российского транспортного машиностроения. Сегодня мы можем с полным правом утверждать, что Россия обладает производственными мощностями, технологиями и интеллектом для создания самых современных локомотивов. И вновь занимает лидирующие позиции, которые когда-то она почти утратила.

Конечно, в большой степени этому способствует спрос на новую технику от "Российских железных дорог". Именно они создают устойчивый спрос. Я могу судить об этом как представитель компании "Евразхолдинг". Она, являясь членом ОПЖТ, также активно включилась в программу трансферта передовых технологий и сегодня выпускает уникальный ассортимент сверхчистых, низкогазонасыщенных рельсовых сталей. Они имеют высокие прочностные свойства, износостойкость и контактную выносливость, что очень важно для железных дорог. Мы способны производить рельсы с ресурсом 1,5 млрд тонн и выше, а это примерно 20–30 лет непрерывной эксплуатации.

И в этом тоже большую роль сыграло ОПЖТ. Именно курс на трансферт передовых технологий способствовал тому, что сегодня российские металлурги обладают самими современными рельсовыми технологиями. Так, компания "Мечел" взяла на вооружение технологию Voestalpine (Австрия), "Евразхолдинг" – японского Nippon Steel. И сегодня наши рельсы по праву считаются лучшими в мире.

Для меня также очень важна и близка тема технического регулирования. Замечу, что именно ОПЖТ объединило производителей с целью создания новой нормативной базы, стандартов, технической документации на современную продукцию для железнодорожной отрасли. На эту работу были затрачены миллиарды рублей, создано около 1,5 тыс. новых национальных и межгосударственных стандартов. Я уже упоминал о стандарте IRIS. Мы являемся членами консультативного совета и авторами русской версии этого стандарта.

Сегодня наша страна впервые за 30 лет начинает экспортировать локомотивы. К примеру, локомотивы производства завода "Уральские локомотивы" идут на Кубу, в африканские страны. Впервые за много лет мы начинаем экспортировать железнодорожные рельсы. В этой продукции заинтересован целый ряд африканских, азиатских и латиноамериканских стран. Поставляем рельсы и в Европу, для чего получили все необходимые международные документы и европейские сертификаты. А наши цельнокатаные колеса признаны лучшими в мире, мы экспортируем их в Европу и США. Полагаю, что этот экспортный потенциал – тоже заслуга ОПЖТ, и его надо только укреплять и развивать.

Наша продукция соответствует, а по ряду показателей даже превосходит зарубежные аналоги. Это наглядно демонстрирует проводимый по инициативе НП "ОПЖТ" международный железнодорожный салон "ЭКСПО 1520" в Щербинке. Уникальность такой выставки заключается в регулярной (один раз в два года) демонстрации производственного и научно-технического потенциала отечественного железнодорожного машиностроения. Там подписываются и крупные контракты на поставку техники.

И знаете, что самое интересное: по большому счету, все это осуществлено без государственных инвестиций, а лишь на основе предпринимательской инициативы. Думаю, что опыт НП "ОПЖТ" по развитию отечественного железнодорожного машиностроения весьма актуален и в наши дни для целого ряда отраслей нашей промышленности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.07.2017