25-10-06 / 2006
Компания в СМИ
АвтоУрал, октябрь 2006

Фурами или по "железке"?

Легковые автомобили в России, как известно, доставляются потребителям (организациям или частным владельцам) двумя способами: автовозами или железнодорожным транспортом. Есть, конечно, еще один – своим ходом, но для страны с протяженностью в тысячи и тысячи километров и не самыми лучшими дорогами это все-таки довольно странный способ, поэтому рассматривать мы его не будем. Итак, что лучше: на железнодорожной платформе или «на горбу» своего грузового собрата? В чем особенности того и другого рынка перевозок автомобилей?

Очень многое, конечно, зависит от месторасположения потребителя. Одно дело, если автомобиль доставляется с Дальнего Востока в центральную часть России, и совсем другое – если из Европы в Санкт-Петербург.

Главное преимущество доставки автовозами – быстрота и высокая мобильность. Автовоз не будет долгими часами стоять в тупике и пройдет практически в любой уголок. А если учесть, что железнодорожных платформ-сеток для перевозки автомобилей не хватает, то у фуры подчас просто нет альтернативы. Сейчас 75% новых авто, направляемых в Россию, перемещаются в финские порты, откуда транспортируются в российские города автовозами. Один из наиболее известных перевозчиков, действующих на этом рынке, – группа компаний «Гема».

Недостатки тоже есть, например, возможны сколы и царапины, которые, по статистике, получает в пути каждый седьмой автомобиль (справедливости ради заметим, что машины нередко теряют товарный вид и при перевозке на железнодорожных платформах).

В настоящее время бурными темпами развивается рынок доставки автомобилей по железной дороге. Эксперты оценивают этот сектор как весьма перспективный и высокодоходный. В последние годы ОАО «Российские железные дороги» утратило здесь свое монопольное положение, сюда приходит все больше частных компаний, которые нередко стараются предлагать особые формы услуг. Это может быть, например, доставка автомобилей в теплых специализированных вагонах с сопровождением проводников-экспедиторов. Опытные водители погрузят технику в вагон, специальная бригада закрепит транспортное средство. По желанию клиента отправка автомобилей, мотоциклов, мопедов, катеров может быть осуществлена скорым поездом.

При перевозке мотоциклов, мопедов используется такой вид услуги, как обрешечивание груза. Место для отправки в вагоне может быть забронировано. Автомобиль или мотоцикл доставляется на стоянку, откуда работники компании его забирают и грузят в вагон. Такую перевозку по маршруту Москва-Иркутск-Хабаровск осуществляет, например, ООО «СпецЭкспорт».

Перевозка автомобилей в теплых вагонах в составе почтово-багажных поездов – услуга пока что не слишком распространенная. В основном такие перевозки осуществляются по заказам. Тем не менее этот сектор довольно быстро расширяется, особенно там, где речь идет о дальних расстояниях. Преимущества такой доставки очевидны. Прежде всего это гарантированная сохранность груза, минимум хлопот со стороны владельца при подготовке автомобиля или другого транспортного средства на предварительном этапе.

При массовой перевозке автомобилей по железной дороге используются, как известно, платформы. В тех случаях, когда они открыты, а тем более когда нет сетки, неизбежны повреждения машин. Это, пожалуй, самый большой недостаток такого способа доставки авто по железной дороге. Усилия большинства грузоперевозчиков направлены сейчас на то, чтобы свести к минимуму риск испортить машину в пути. Возможно, в обозримом будущем открытые железнодорожные платформы окончательно уйдут в прошлое. Сейчас рынок сдвигается в сторону контейнерных перевозок. Этот сектор активно развивает, например, ОАО «Новая перевозочная компания».

До сих пор в России не было транспортировки автомобилей в контейнерах как самостоятельного сервиса. Отдельные компании пытались заниматься такой перевозкой, но услуга не носила массового и регулярного характера. Как правило, под ней подразумевалась отправка двух-трех машин под заказ клиента. Вскоре, вероятно, ситуация переменится. Мало того, что автомобиль в контейнере защищен от повреждений, еще и стоимость его перевозки, как утверждают специалисты, ниже на 5%, чем на платформе-сетке. К тому же, как говорилось выше, ощущается острый дефицит платформ-сеток, в результате чего заказчики иногда по два месяца ждут отправки автомобилей с Дальнего Востока.

Еще более перспективным выглядит создание специальных вагонов-автомобилевозов нового поколения. Такой проект развивает компания «Аппарель». Этот вагон интересен тем, что подходит для перевозки как отечественных автомобилей, так и импортных, которые по габаритам и техническим характеристикам отличаются от машин российского производства.

В транспортном состоянии кузов вагона представляет полностью закрытое пространство. В пунктах погрузки-выгрузки вагон проходит ряд технологических операций, в частности, производится подъем крыши и происходит разблокировка торцевых дверей. При этом одновременно с подъемом крыши на 500 мм поднимаются крышки проемов, выполненных в боковых стенках вагона на уроне первого яруса. В результате создаются оптимальные условия для работы с автомобилями на первом и втором ярусах, поскольку обеспечиваются эффективное проветривание и естественное освещение, а также большая свобода перемещения тех-нического персонала при креплении-раскреплении автомобилей.

В конструкции вагона применен целый ряд других новаторских решений. Технологические возможности позволяют работать с различными схемами погрузки в зависимости от габаритов легковых и грузовых автомобилей. При двухъярусной погрузке автомобилей конструкция вагона позволяет принимать автомобили, имеющие высоту от 1400 мм до 2600 мм. В одноярусном варианте вагона (верхний ярус демонтирован) высота перевозимой техники может достигать 3800 мм.

При разработке нового вагона решалась задача создания в России подвижного состава для организации бесперегрузочных перевозок автомобилей по «Транссибу» из Южной Кореи, Японии и Китая в Западную Европу.

Этот вагон позволяет значительно повысить конкурентноспособность железнодорожного транспорта на рынке перевозок автомобилей и вообще любой колесной техники. Как утверждают создатели вагона, по своим технико-экономическим показателям и оперативным возможностям он относится к высокотехнологичным изделиям и не имеет аналогов за рубежом.

Опытные образцы вагоны в конце прошлого года уже прошли приемочную комиссию и, очевидно, в скором времени появятся на железных дорогах.