08-12-16 / 2016
Новости отрасли
Автопоезд встает на рельсы

В 2017 году контрейлерные поезда по российским железным дорогам пойдут на регулярной основе. Причем объемы таких отправок будут постоянно расти. Контрейлерные перевозки в России и на "пространстве 1520", по оценкам экспертов, будут иметь устойчивый спрос и в среднесрочной перспективе.

Контрейлерные перевозки становятся востребованным транспортно-логистическим продуктом. Впервые такая перевозка состоялась в ноябре. Автопоезд – тягач с полуприцепом на железнодорожной контейнерно-контрейлерной платформе – был доставлен из Москвы на Западно-Сибирскую дорогу, со станции Москва-товарная-Павелецкая на станцию назначения Клещиха. Для запуска проекта были созданы все предпосылки, изучен иностранный опыт. Во многих странах контрейлерные перевозки развиваются на протяжении вот уже 30 лет. Они стали своего рода компромиссом между участниками транспортного рынка – автоперевозчиками и железнодорожниками.

Однако в России до сих пор воспользоваться зарубежным опытом не получалось в силу того, что у нас совершенно отличные от зарубежных условия эксплуатации: другие габариты, подвижной состав, те же автотранспортные средства, наконец, гораздо большая протяженность транспортных артерий. Тем не менее потребность в таких перевозках довольно ощутима. Спрос формируют крупные игроки сетевого рынка розничной торговли. Контрейлерные перевозки могли бы значительно улучшить логистику поставок для гипермаркетов, особенно на дальние расстояния, прежде всего на Дальний Восток, куда автомобильным фурам добраться непросто. "На рынке контрейлерных перевозок, – поясняет начальник Управления ЦФТО Николай Досегаев, – мы совместно с автоперевозчиком являемся партнерами, которые эффективно дополняют друг друга, предлагая клиенту удобный для него график доставки груза по схеме "от двери к двери".

Одним из надежных партнеров ОАО "РЖД" на этом рынке достаточно хорошо себя зарекомендовала команда автоперевозчика ООО "Глобалтрак Лоджистик", принимавшая участие в пилотной контрейлерной отправке платформы по маршруту МЖД – ЗСЖД.

Пилотная перевозка из Москвы до Западно-Сибирской дороги стала результатом совместной работы нескольких причастных дирекций и служб ОАО "РЖД" – ЦФТО, центральных дирекций по управлению терминально-складским комплексом, инфраструктуры, управления движением, АО "ФГК", а также ученых АО "ВНИИЖТ", отметил первый заместитель генерального директора ЦФТО Сергей Тугаринов. Работа над проектом была начата еще летом 2016 года, когда была образована рабочая группа во главе с вице-президентом ОАО "РЖД" – генеральным директором ЦФТО Салманом Бабаевым. Маршрут, проходящий через четыре дороги, был подготовлен за три месяца.

– Мы продвигались не так быстро, как хотелось всем, потому что с каждым шагом устраняли конкретные проблемы, решали попутно десятки других технологических задач, – делится Сергей Тугаринов. – Когда все организационные вопросы удалось снять с повестки дня, то настал черед специалистов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Они определили станции погрузки и выгрузки на предполагаемых маршрутах контрейлерных перевозок, в том числе на направлении опытной перевозки Москва – Западная Сибирь. Станции выбраны с учетом предпочтений нашего клиента и наличия необходимой погрузочно-выгрузочной инфраструктуры.

– Мы обеспечили погрузку, выгрузку, размещение и крепление автопоезда ООО "Глобалтрак Лоджистик" на специализированной платформе модели 13-9961 принадлежности АО "ФГК" по выбранным станциям на маршруте опытной перевозки, а также оборудовали крытый вагон двумя контрольными рамами на станциях погрузки, – рассказал начальник дирекции Евгений Стуров.

Немалую лепту в реализацию пилота внесли специалисты центральных дирекций управления движением и инфраструктуры, обеспечив проведение проверки маршрутов посредством натурных промеров и лазерной съемки, с учетом того, что перевозка планировалась сверхнегабаритной. Как рассказал заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движения Анатолий Кужель, специалистами дирекции были разработаны особые условия и специальное расписание по пропуску контрейлерного состава. В Центральной дирекции управления движением пояснили: "Если следовать по действующим правилам, т.е. перевозить автомобиль как сверхнегабаритный груз, то нам пришлось бы пропускать контрольную раму, осматривать ее на каждом участке, выдавать особые условия пропуска, и, естественно, необходимо ее сопровождать". Чтобы этого избежать, необходимо было предварительно проверить габариты всех объектов инфраструктуры на маршруте. С этой целью на всем пути от Москвы до Новосибирска на каждой станции проводилась комиссионная проверка объектов, составлялись акты обследования, которые поступали затем в Центральную дирекцию управления движением. Как отметили в дирекции, это позволило отказаться от контрольной рамы, уменьшить эксплуатационные расходы, повысить скорость движения, понизить тариф.

Все материалы были направлены во ВНИИЖТ. Центральной дирекцией инфраструктуры переданы все замеры тех габаритов на всем маршруте, а Центральной дирекцией управления движением – акты опытных перевозок, которые были составлены на станции отправления Клещиха и станции назначения Москва-товарная-Павелецкая.

По итогам опытной контрейлерной перевозки дано заключение о возможности и условиях пропуска автомобильных транспортных средств, имеющих верхнюю сверхнегабаритность, на специализированных контейнерно-контрейлерных платформах модели 13-9961 для регулярных перевозок с применением контрейлерного габарита погрузки. Теперь Минтранс должен издать приказ, где будет утвержден контрейлерный габарит погрузки. Он откроет зеленый свет для маршрутов следования регулярных контрейлерных поездов. В Центральной дирекции управления движением не исключили, что приказ будет издан уже до нового года.

Именно контрейлерные перевозки уже в следующем году станут для ОАО "РЖД", по сути, совершенно новым транспортно-логистическим продуктом. Это позволит повысить уровень конкурентоспособности холдинга и поднять на новый уровень такой показатель работы компании, как клиентоориентированность.

Вице-президент ОАО "РЖД" – генеральный директор ЦФТО Салман Бабаев на площадке бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520: Каспийский регион" отметил, что повышение эффективности работы и реализация новых транспортно-логистических решений – это задачи, которые успешно реализуются в холдинге. Новая технология станет хорошим стимулом и для развития отечественного вагоностроения, в частности для производства платформ для контрейлерных перевозок.

В планах Федеральной грузовой компании, по словам ее генерального директора Алексея Тайчера, в ближайшие три года запланирована закупка нескольких сотен платформ для контрейлерных перевозок.

За счет реализации новых логистических схем значительно расширятся возможности доставки грузов комбинированным транспортом. Это позволит ОАО "РЖД" получить дополнительную грузовую базу, а автотранспортникам заметно снизить свои расходы в рамках установленных тарифов. Кстати, согласно приказу Федеральной антимонопольной службы размер тарифов на контрейлерные перевозки в настоящее время рассчитывается на уровне тарифов на перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Есть еще одно преимущество, которое уже давно успешно реализуется при мультимодальных перевозках с участием железнодорожного и речного транспорта, – единая транспортная накладная. Это универсальный документ, который значительно сокращает время при передаче груза между смежными перевозчиками. Как подсчитали эксперты, экономический эффект только от снижения документооборота может достигнуть нескольких миллионов рублей в год. А вкупе с оптимизацией логистики доставки он еще больше возрастет.

По прогнозам экспертов, к 2018 году перевозки на контрейлерных платформах на утвержденных Минтрансом маршрутах следования и контрейлерным габаритом погрузки могут достигнуть 20–25 тыс. вагоноотправок в год. Будет расширяться и их география. Уже рассматриваются маршруты на таких направлениях, как Москва – Красноярск, Москва – Иркутск, Москва – Забайкальск, а также на Дальний Восток и обратно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.12.2016