28-07-21 / 2021
Новости отрасли
Автопоезд на рельсах

ОАО "РЖД" ожидает увеличения объемов перевозок автоприцепов по сети

Контрейлерные перевозки в России находятся на этапе становления. Некоторые операторы уже успешно организуют регулярный сервис по отправке контрейлеров. Участники рынка отметили, что для дальнейшего развития таких перевозок необходимо сократить время доставки груза с помощью модернизации инфраструктуры и внедрения специальных технологий, а также обеспечить нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило в ходе транспортно-логистической конференции "PRO//Движение.Сибирь" отметил, что со стороны компании есть понимание: за контрейлерными перевозками будущее. Сегодня для увеличения востребованности такого вида транспортировки грузов холдинг работает над тем, чтобы на сети появились площадки, готовые работать с контрейлерами, а также над настройкой тарифной системы.

"Для контрейлеров сегодня уже с точки зрения тарифа сама схема построена так же, как для универсальных контейнеров, – добавил Алексей Шило. – Достаточен этот тариф или он высок? Мы считаем, что владелец груза тоже получает ряд преимуществ, и готовы обсуждать вопрос, чтобы тарифы и в целом транспортные затраты были адекватными и эффекты были правильно распределены между участниками".

В компании сейчас тестируют несколько технологий. "Платформы для контрейлерных перевозок могут быть различными: с низким полом, для того чтобы можно было использовать корзину, и платформы с ровным полом. Я думаю, клиенты отдадут предпочтение тому или иному виду подвижного состава, и мы, соответственно, эту технологию будем развивать дальше. Пока объемы (перевозок. – Ред.) небольшие, но эти объемы абсолютно точно будут расти", – заключил Алексей Шило.

Участники перевозочного процесса также заявляют о значительном потенциале развития контрейлерных перевозок в России. Среди их основных преимуществ – скорость доставки на участках с перегруженным автосообщением или с некачественной дорогой и большая вместимость контрейлера по сравнению с контейнерами (в стандартный автоприцеп можно загрузить на 20% больше грузов).

На рынок контрейлерных перевозок выходит все больше операторов. Так, в июне 2021 года компания "Авто-ПЭК" совместно с АО "ПФКО Экспресс" организовала первую коммерческую перевозку по маршруту Москва – Владивосток. По словам генерального директора "Авто-ПЭК" Дмитрия Иевлева, новый сервис предполагает регулярные отправки до пяти полуприцепов в неделю. "Сейчас в пути на маршруте Москва – Уссурийск находятся еще четыре контрейлера, – отметил Дмитрий Иевлев. – В перспективе планируется расширить географию перевозок отправками в Хабаровск, Новосибирск и Калининград".

Ранее, весной 2021 года, DB Schenker организовал первый регулярный контрейлерный маршрут Москва – Новосибирск. "Изначально мы планировали сделать отправки по этому маршруту с периодичностью один-два раза в неделю, однако в связи с большим числом заявок количество рейсов увеличено до трех-четырех раз в неделю", – заявил "Гудку" генеральный директор DB Schenker кластер Россия/Евразия Айварс Тауриньш.

Сегодня DB Schenker также развивает регулярный контрейлерный маршрут, связывающий Москву и Санкт-Петербург с Дальним Востоком. Причиной этому стал высокий интерес к такому виду перевозки среди клиентов компании.

Развитием сервиса контрейлерных перевозок также занимается АО "ФГК". Тестовые контрейлерные перевозки по маршруту Москва – Новосибирск компания организовала в конце 2018 года, а первую отправку автомобильного полуприцепа с использованием съемочной погрузочной корзины – в мае 2020 года. "Сегодня совместно с ОАО "РЖД" и АО "ВНИИЖТ" уже разработаны технические условия погрузки полуприцепа с использованием средств погрузки и крепления на вагон-платформу, успешно проведен комплекс мероприятий по испытанию на соударение и осуществлена опытная погрузка и перевозка полуприцепа на вагоне-платформе модели 13-5205", – рассказал "Гудку" начальник Центра продаж АО "ФГК" Денис Катков.

Кроме этого АО "ФГК" совместно с АО "Завод металлоконструкций" разрабатывает специализированные вагоны-платформы "колодцевого" типа модели 13-6701 для перевозки автомобильных полуприцепов и контейнеров. Главное преимущество специализированной платформы заключается в том, что контрейлеры перевозятся в рамках основного габарита, при транспортировке обеспечена высокая надежность перевозки. По словам Дениса Каткова, опытный образец уже построен и успешно прошел испытания, одновременно с этим проводится его сертификация. Завершение всех работ и передача опытного образца вагона-платформы в парк АО "ФГК" предполагаются до конца 2021 года.

В перспективе АО "ФГК" планирует организовать регулярные маршруты Москва – Екатеринбург, Москва – Красноярск, Новосибирск – Нижний Бестях, Сосногорск – Воркута, Нефтекамск – Усинск, а также направления из Санкт-Петербурга.

Как пояснил "Гудку" начальник отдела железнодорожных перевозок по странам СНГ группы компаний AsstrA Дмитрий Гербер, наиболее перспективными маршрутами для контрейлеров являются отправки в/из Калининграда и из/на Дальний Восток (из Владивостока, Находки). "Остальные направления по России успешно реализуются с помощью отправок контейнеров по железной дороге или автомобилями, что выгоднее как по стоимости, так и по времени", – прокомментировал он.

Дмитрий Иевлев сообщил, что стоимость контрейлерной перевозки на длительные расстояния на 13-15% ниже автомобильной (в зависимости от маршрута), но также отметил, что срок доставки может быть дольше: автодоставка по маршруту Москва – Владивосток у компании занимает 10-11 дней, контрейлерная перевозка – 13-14 дней.

Участники рынка отметили, что для развития контрейлерных перевозок нужно сокращать сроки доставки. Сделать это, по их мнению, можно за счет уменьшения простоев на этапах погрузки-разгрузки. Для этого необходимо развивать инфраструктуру и четко следовать расписанию отправок. "На одном из востребованных направлений Москва – Новосибирск обратная доставка контрейлера может занимать от пяти до 14 суток из-за отсутствия обратной загрузки, – сообщил исполнительный директор АО "ПФКО Экспресс" Роман Вдовин. – Один из вариантов решения проблемы – технология прицепки контрейлерных вагонов к проходящим контейнерным поездам (есть технические сложности и временные ограничения стоянки грузовых поездов). В перспективе с увеличением спроса и объема перевозок обратные рейсы будут отправляться не в составе контейнерных, а отдельными контрейлерными поездами, что ускорит доставку".

Как рассказал Айварс Тауриньш, компания уже использует способ прицепки контрейлерных вагонов к ускоренным контейнерным поездам. "Так, транзитный срок доставки "от двери до двери" по маршруту Москва – Новосибирск удалось сократить до пяти дней, что на один день быстрее автомобильной перевозки при хороших погодных условиях", – уточнил он.

Что касается инфраструктуры, то, по мнению Дениса Каткова, многие существующие терминалы требуют модернизации: нужны не просто эстакады и заезды, а все возможности для осуществления необходимых операций в соответствующих стандартам и современным технологиям условиях и с адекватной скоростью.

Операторы добавили, что для развития контрейлерных перевозок также необходима поддержка государства в виде субсидий (как это было в европейских странах на первых этапах развития технологии) и доработки нормативной базы. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) Владимира Падалко, отсутствует согласованный порядок транспортного таможенного контроля и не решен вопрос о его месте проведения. "Прежде всего необходимо определить статус контрейлера для таможенных целей как транспортного средства международной перевозки, а не как товара и предусмотреть процедуру осуществления транспортного контроля в местах прибытия и убытия", – заявил Владимир Падалко.

Федеральная таможенная служба России поддержала предложения ТПП РФ, разработала проект временного порядка совершения таможенных и иных операций при международных контрейлерных перевозках и направила его на рассмотрение в Министерство транспорта РФ. "Рассчитываем, что в ближайшее время Минтрансом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти будет предложено комплексное решение по порядку осуществления международных контрейлерных перевозок", – подытожил Владимир Падалко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.07.2021